Цифровизация в Казахстане: как проводить удаленный профилактический контроль

Цифровизация в Казахстане: как проводить удаленный профилактический контроль
фото: из открытых источников

Цифровизация - один из важнейших этапов в развитии Казахстана, который призван как облегчить доступ к услугам населению страны, так и упростить работу государственным органам. О том, как проводится профилактический контроль без посещения объекта, рассказал руководитель УСЭК Ауэзовского района г. Алматы Игорь Тен.


- В июле 2023 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал пять ключевых приоритетов в цифровой трансформации страны. Одним из первых приоритетов – это человекоцентричность, т.е. о предоставлении гражданам современных услуг, а суть заключается в фокусировании государственной политики на человеке, его нуждах и интересах. Одним словом, чтобы все государственные услуги максимально были переведены в электронный формат.

Так, приказ министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 августа 2021 года № 84 дополнен приложениями 95-1 и 101-1, и именно про эти дополнения мы сегодня вам расскажем. 

Приложение 95-1 – это утвержденная форма Рекомендаций об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора. 

Приложение 101-1 – это утвержденная форма Журнала регистрации рекомендаций об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора. 

Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора проводится путем анализа и сопоставления данных из информационных систем, а также других сведений в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора. Имеется три вида профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора: 

  1. мониторинг уведомлений о начале деятельности (эксплуатации) объектов незначительной эпидемической значимости; 
  2. мониторинг результатов производственного контроля; 
  3. контроль в области рекламы биологически активных добавок к пище.

Таким образом, работникам санитарно-эпидемиологического контроля нет нужды ходить на объекты или запрашивать какую-либо информацию.     В век цифрового Казахстана вся информация в открытом доступе. Источниками сведений на предмет выявления нарушений требований законодательства могут быть:  

  • телерадиоканалы; 
  • периодические печатные издания; 
  • интернет-ресурсы;
  • социальные сети; 
  • сетевые издания; 
  • наружная (визуальная) реклама; 
  • Единый реестр свидетельств о государственной регистрации, размещенный на сайте Евразийской экономической комиссии.

Но следует отметить, что по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, в случае выявления нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения субъекту (объекту) контроля и надзора выдается рекомендация об устранении выявленных нарушений. 

Неисполнение в установленный срок рекомендаций об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения, влечет: 

  1. назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в список профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
  2. направление материалов в Комитет санитарно-эпидемиологического контроля в течение двух рабочих дней для блокировки в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, социальных сетях, сетевых изданиях;
  3. нарушители законодательства включаются в Список нарушителей, а в случае установления системного нарушения законности (более двух раз в полугодие) вносится предложение о рассмотрении вопроса включения несоответствующей продукции (отсутствие СГР и др. нарушений) в Реестр несоответствующей продукции. 

Профилактический контроль без посещения проводится и будет проводиться на предмет выявления нарушений требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно законодательству Республики Казахстан.