Цены на ГСМ поднимаются в Казахстане с 12 апреля

Цены на ГСМ поднимаются в Казахстане с 12 апреля
фото: pixabay.com

По распоряжению Министерства энергетики Казахстана, с 12 апреля повышаются максимальные цены на ГСМ. Бензин подорожает на 11%, автогаз - на 15%, а дизельное топливо - сразу на 20%. Премьер-министр Алихан Смаилов объяснил, что это вынужденная мера. Казахстанское топливо продолжают вывозить в больших объемах в соседние страны, несмотря на существующие запреты. В Кыргызстане, России и Узбекистане ГСМ сильно дороже.

"Наши НПЗ работают на пределе мощностей. Однако мы постоянно сталкиваемся с рисками нехватки ГСМ. Основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане. К примеру, в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане - на 64%, а в Узбекистане - в два раза. В итоге дешевое топливо различными путями перетекает в соседние страны", - сказал Алихан Смаилов, подчеркнув, что в противном случае Казахстан столкнется в этом году с дефицитом топлива.

Министр торговли и интеграции Серик Жумангарин сказал, что большинство производителей социально значимых продтоваров не зависят от цен на нефтепродукты.

"При повышении цены дизельного топлива на 25% подсолнечное масло подорожает на 2,4%", - заверил Жумангарин. И добавил, что правительство уже выделило сельхозпроизводителям для проведения весенних полевых работ более 400 тонн дизтоплива по старым ценам.

Решения по ограничению и даже запрету экспорта ГСМ в страны-соседи принимаются Астаной практически ежегодно. Последний раз  18 февраля 2023 года распоряжением Минфина был запрещен вывоз бензина, дизеля и других видов светлых нефтепродуктов всеми без исключения видами транспорта. До этого действовал введенный в июле 2022 года запрет на вывоз топлива автомобилями. Продажа ГСМ по фиксированным ценам разрешалась только гражданам Казахстана, но топливо все равно вывозилось в соседние страны в огромных объемах. В приграничных с Казахстаном областях Кыргызстана, России и Узбекистана на контрабанде ГСМ зарабатывали многие местные жители.

Экономист Арман Бейсембаев считает, что переход на рыночные цены искоренил бы такие явления, как дефицит топлива в нефтегазодобывающей стране и его массовый вывоз в соседние страны.

"Учитывая, что у нас цены на ГСМ минимум на 40% ниже, чем в той же России, их не только в баках машин перевозят - это мелочи, - цистернами, целыми составами увозят. Все потому, что нашим производителям топлива невыгодно поставлять свою продукцию на внутренний рынок и при этом еще налоги за это платить", - полагает Бейсембаев.

Между тем из различных регионов Казахстана уже стали поступать сообщения об исчезновении бензина и дизеля с АЗС и продажи их по талонам. В этой связи Агентство по защите и развитию конкуренции призвало предпринимателей "неукоснительно соблюдать требования законодательства и обеспечивать реализацию ГСМ в полном объеме".

Источник: DW