Чему учиться сейчас, чтобы не переучиваться через пять лет

Чему учиться сейчас, чтобы не переучиваться через пять лет

https://intelsfi.mel.fm/

Чему учиться сейчас, чтобы не переучиваться через пять лет

Кажется, что за современным миром не успеть. Только выпускаешься из вуза, а половина предметов на первом курсе уже новые. Покупаешь телефон — через пару дней выходит другой, с камерой в два раза лучше. С профессиями еще сложнее: они как будто появляются каждый день. Но без паники: вместе с Intel разбираемся, что вообще происходит и как не отстать от жизни — технологической и не только.

Три промышленные революции и их итоги

Первая промышленная революция

Она же великая индустриальная революция, случилась на рубеже XVIII и XIX века. Началась она в Англии и только потом распространилась по всей Европе. Были изобретены паровые механизмы, автоматизировалась промышленность, изменилось сельское хозяйство. Жизнь человека тоже стала другой: у пролетариев появился нормированный рабочий день, время на досуг. Начала цениться не физическая сила, а умение управляться с новыми технологиями.

Вторая промышленная революция

Началась в конце XIX века и продолжалась до начала Первой мировой войны. Мир перевернули два изобретения: электромагнитная индукция и превращение жидкого чугуна в сталь. Так мир вступил в эпоху железных дорог, небоскребов и автомобилей. В это же время появляются первые электрические приборы: лампочки, радио, телефонные линии.

Третья промышленная революция

В конце 1960-х годов началась полная автоматизация производства с участием программируемых машин. 29 октября 1969 года в 21:00 запустилась сеть ARPANET — предок современного интернета (а через два года, в 1971-м, было отправлено первое электронное письмо). Гаджеты переехали из лаборатории в гостиную обычной семьи: в 1981 году был выпущен первый массовый персональный компьютер IBM PC на процессоре Intel. Технологии стали доступными, а ключевым навыком в современном мире стало умение ими пользоваться.

 

Каждая промышленная революция в корне меняла уклад жизни человека: как он проводит свое время, как работает и как передвигается по миру. Главное, что  стоит отметить из всех прошедших переворотов, — значимость физического труда постепенно снижается. С каждым новым техническим изобретением все больше ценится интеллектуальный труд.

 

Четвертая промышленная революция: что происходит
прямо сейчас

О четвертой промышленной революции впервые заговорили в 2011 году, когда распространение интернета и цифры стало повсеместным.

Революция настолько масштабна, что затрагивает все стороны нашей жизни — от бытовых привычек и отношений между людьми до экономики и политики.

Четвертая революция уже принесла человечеству роботизированный труд, невероятные объемы больших данных, искусственный интеллект и технологии дополненной реальности. По сути, среднестатистический человек уже сталкивается с новой промышленностью и Big Data на бытовом уровне почти каждый день. Учитель — когда заполняет электронный журнал и выставляет оценки за четверть. Врач — принимая пациента через электронную запись. Изменения коснулись и других сфер. Например, весь контент перешел в онлайн, появились специальные сервисы и устройства для его потребления.

С развитием робототехники и 3D-печати поменялась промышленность: уже сейчас на 3D-принтере печатают здания. Технологии дополненной реальности внедряются в медицину, делая процесс даже самых сложных операций проще. Фабрики становятся многопрофильными, стоимость единицы товара постепенно начинает снижаться. Важную роль в промышленной революции сыграла пандемия, которая ускорила все процессы. Теперь они занимают не годы и десятилетия, как раньше, а месяцы. Особенно это коснулось сферы технологий в медицине и образовании.

 

 

Работа в будущем

По оценке Всемирного экономического форума (WEF), к 2025 году важность практических навыков будет стремительно снижаться. Появятся профессии, требующие от человека не только механической работы, но и гибкости мышления, командной работы.

К 2025 году ожидается спрос на специалистов этих профессий:

  • аналитики данных
  • специалисты по машинному обучению
  • IT-разработчики
  • специалисты по кибербезопасности
  • профессионалы по развитию бизнеса

Сейчас бизнесу не хватает квалифицированных кадров, поэтому новое поколение должно учиться новым технологическим навыкам, которые также подразумевают умение нестандартно мыслить и находить решения для любых ситуаций.

 

Новые технологии — новые навыки — новое образование

Современные технологии помогают детям развить те навыки, которые понадобятся им в будущем. Они уже взаимодействуют с гаджетами во всех сферах своей жизни, поэтому грамотно их использовать — очень важное умение.

Кроме того, технологии обеспечивают надежный и безопасный доступ к учебным ресурсам даже для тех детей, которые не имеют доступа к аналоговым носителям информации: учебникам, тетрадям и библиотекам.

Технологии обогащают образовательные системы по всему миру, открывают учителям новые возможности в процессе обучения. Современные инструменты и методы создают специальную среду для обучения, развивающую мышление и навыки учащихся, которые будут необходимы в профессиях будущего.

Среди основных технологических умений Intel выделяет следующие:

  • программирование и кодирование
  • анализ данных
  • моделирование и симуляция
  • специалисты по кибербезопасности
  • работа с искусственным интеллектом и машинным обучением

Инициатива Intel® Skills for Innovation (Навыки для инноваций) — новая инновационная образовательная среда, которая была создана для поддержки образовательных систем по всему миру, в том числе в России. Intel предлагает учителям набор из 70 простых и понятных образовательных кейсов, рассчитанных на 140 часов обучения и разделенных на три уровня школьного образования в зависимости от возраста детей. Преподаватели могут интегрировать технологические модели в традиционную учебную среду. Инициатива является междисциплинарной и затрагивает предметы из области языкознания, STEM и гуманитарных наук. Так, например, кейс по робототехнике предполагает одновременное изучение анатомии человеческого скелета и программирования. А в рамках изучения проблемы микропластика на уроках географии дети узнают, как использовать компьютерное зрение для решения этой проблемы.

Конечная цель нового образования заключается в подготовке учащихся к спросу на потребности четвертой промышленной революции. Это не значит, что технологических навыков будет достаточно. Профессионал будущего должен обладать социально-эмоциональными навыками, а также дизайн-мышлением и вычислительным мышлением.

 

Один за всех — и все за одного!

Эти навыки не связаны с конкретной профессией, но понадобятся на любом рабочем месте. Сейчас люди практически не работают по одному: мы ходим в офис или постоянно зависаем в чатах на удаленке, общаемся с коллегами, партнерами и клиентами. Для современного человека критически важно умение аргументировать свою позицию и договариваться. Стремительное развитие технологий заставляет нас постоянно находиться в потоке информации, которую необходимо успевать обрабатывать. Иначе существует риск отстать от жизни. Помочь правильно работать с информацией помогает тот самый эмоциональный интеллект, который необходимо развивать с детства.

Инициатива Intel® Skills for Innovation предлагает инновационный подход, в котором soft skills (гибкие навыки) и hard skills (практические навыки) изучаются одновременно. Дети осваивают новый навык в зависимости от задачи, которую перед ними ставит учитель.

Выполняя технологические задачи, школьники также развивают:

  • социально-эмоциональный интеллект
  • дизайн-мышление
  • вычислительное мышление

Уже сегодня эти навыки играют важную роль при устройстве на работу. Тренд будет только усиливаться: скоро с такой «проверкой» столкнутся дизайнеры, менеджеры, программисты, руководители, маркетологи и учителя.