Чему школа может поучиться у бизнес-тренеров

Чему школа может поучиться у бизнес-тренеров

https://pedsovet.org/article/cemu-skola-mozet-poucitsa-u-biznes-trenerov

Чему школа может поучиться у бизнес-тренеров

 
Александра Гилёва

Современная жизнь требует от учеников и учителей развития навыков, которые еще недавно были прерогативой корпоративных тренингов: креативность, коммуникация, работа в команде. Как техники бизнес-обучения отвечают запросам школы? Что учителям полезно перенять у тренеров и коучей? Как превратить занятия в увлекательный сериал? Об этом «Школьной команде» рассказывают основатели онлайн-школы методистов «Мета-логия» Екатерина Высоцкая и Ольга Красильникова.

«Бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте»

Бизнес-обучение — емкая и очень эффективная с точки зрения трудозатрат и временных ресурсов форма. Ее цель повысить эффективность сотрудников - поднять продажи, лучше мотивировать. То есть скорректировать поведение команды в интересах компании.

- Руководителям нужно гибко реагировать на вызовы завтрашнего дня, — отмечает Ольга Красильникова. - Вчера достаточно было просто ставить цели, сегодня нужно по-другому вести диалог с сотрудниками, а завтра возникнут принципиально новые задачи. Потребность в непрерывной подготовке как раз и закрывают корпоративные тренинги.

Бизнес-обучение — это всегда то, что актуально здесь и сейчас. Оттого конкуренция во внешней среде — его отличительная черта. Для сохранения своих позиций нужно постоянно придумывать какие-то новые «фишки», идти на шаг впереди конкурентов. Как в сказке «Алиса в Зазеркалье» — бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте.

«Школьников работой дворника уже не напугаешь»

Учителя постепенно берут практики бизнес-обучения на вооружение, но внедрить тренерский подход в школе не так-то просто. 

- Во-первых, бизнес-обучение ориентировано на взрослых, а не на детей, и предполагает развитие так называемых мягких навыков, - отмечает Екатерина Высоцкая. - Несмотря на то, что эксперты считают, что развивать soft skills в ХХ1 веке необходимо и детям, в школе главный результат — формирование знаний и умений в соответствии с ФГОС.

Во-вторых, бизнес-тренеры все время помнят о том, что слушателей необходимо постоянно вовлекать и мотивировать. У взрослых людей всегда есть варианты, как распорядиться своим временем и ресурсами. Поэтому в обучении важно поддерживать их внимание и интерес, особенно online. "А в школе, - замечает Ольга Красильникова, - порой считается, что дети как бы по умолчанию заинтересованы в посещении занятий и успешной сдаче экзаменов". 

В-третьих, интерес взрослых подкрепляет объяснение как краткосрочной (здесь и сейчас), так и долгосрочной (в будущем) пользы от обучения. Детям, напротив, сложно думать стратегически, и из-за недостаточной осознанности отложенная выгода их мотивирует слабо. Современные школьники часто растеряны, не знают, кем хотят стать, и работой дворника их уже не напугаешь. В бизнесе, наоборот, понимание долгосрочный пользы — само собой разумеющееся. 

Какими бы ни были противоречия, по мнению Екатерины Высоцкой, у школы есть потребность меняться, и бизнес-техники ей нужны. 

Традиционное образование предполагает очень монотонный ритм и готовит учителя к тому, что класс будет сидеть ровно, сложив руки на парте. Но современные школьники смотрят YouTube и TikTok, ищут информацию в Google, смотрят лекции TED, и знают другие модели и подходы к обучению. 

Поэтому пора сократить разрыв между тем, что ждет детей в реальной жизни, и тем, что они учат за партой.

«Проявите бизнес-подход»

Екатерина и Ольга выделяют несколько техник, которые пойдут школе на пользу: 

1. Деловые игры, командные задания, где дети вместе решают сложные кейсы, которые заставляют нестандартно думать. Передовые школы уже используют групповую работу для освоения ФГОСов. Так ребёнок получает не только предметные hard-знания, но и востребованные сегодня soft-skills.


На тренинге для методистов. Фото из личного архива Екатерины Высоцкой

2. Упор на практику, чтобы школьники учились не от теории, а от опыта, совместного эксперимента. Это повышает «калорийность», вовлеченность в занятия. Обучение через практику, моделирование жизненных ситуаций поможет ученикам к старшей школе приобрести те навыки, которые будут востребованы во взрослой жизни — умение отстаивать свою точку зрения, проводить самопрезентацию, управлять временем и рефлексировать. 

3. Тренеры всегда объясняют выгоду от обучения, чтобы мотивировать клиента, и этот принцип стоит взять на вооружение классической школе. Дети не понимают, зачем им, например, учить отличительные особенности грибов и лишайников? Проявите бизнес-подход и расскажите о грибах в контексте того, как школьник может использовать это знание себе на пользу. Например, как грамотно собирать или выращивать грибы, чтобы не навредить здоровью. Так дети поймут, в чем ценность информации.

Есть учителя, которые уже используют эти техники в своей практике, не вдаваясь в подробности, бизнес-обучение это или нет. 

- Однако большинство педагогов, в отличие от бизнес-тренеров, не погружены в меняющуюся ситуацию на рынке, жизнь крупных компаний и тренды, и от этого им сложнее отвечать на запросы времени, — добавляет Екатерина Высоцкая. - Поэтому в школе есть потребность в программах, которые расширят кругозор самих учителей.

Не учеба, а сериал

По словам Ольги Красильниковой, помогают создать синергию проекты «Атласа коммуникации», в которых представители бизнес-обучения занимаются со школьными преподавателями и методистами. Так появляются новые подходы, происходит обмен идеями, и вместо копирования и заимствования появляется развитие и новые практики. 

Ольга и Екатерина выступали в образовательной программе «Метод», где рассказали об особенностях методического мышления, благодаря которому обычный разработчик программ обучения превращается в специалиста по педагогическому дизайну. Например, как проектировать долгосрочные образовательные программы, применяя техники киноискусства и сценарного мастерства.

В пандемию у методистов возникла необходимость строить сложные форматы дистанционного обучения, объединяющие сразу несколько платформ. По словам Екатерины Высоцкой, в «Мета-логии» они смоделировали такую систему, которая позволяет выстроить последовательность занятий как голливудский блокбастер с максимально вовлекающим и интересным сюжетом: интрига, динамичное развитие действия, кульминация. Словом, применить все принципы классической драматургии, которые используют кинематографисты. А главными героями сделать участников обучения. 

- Такой формат хорошо применим в школе, - считает Ольга Красильникова, - ведь каждая четверть — это как новый сезон сериала. Главное - не переусердствовать, чтобы сериал не превратился в бесконечную и уже мало интересную Санта-Барбару. 

Ольга и Екатерина выступят экспертами профильных групп участников базового модуля программы «Метод», который стартует уже 17 июня. Бонус для всех участников, кто будет проходить программу впервые, а также тех, кто хочет освежить свои знания — дополнительные материалы с лекциями «Мета-логии», с которыми вы сможете ознакомиться уже с 1 июня!