Часто ли самолеты касаются хвостом земли?

Часто ли самолеты касаются хвостом земли?

Касание хвостом самолета поверхности взлетно-посадочной полосы часто называют тейлстрайком, от англ. tailstrike - удар хвостом. Это явление наиболее характерно для крупных гражданских авиалайнеров. Производители самолетов основную причину тейлстрайков видят в ошибках пилотирования, однако это не объясняет, почему одни самолеты намного чаще ударяются хвостом, чем другие.

Чаще всего такой инцидент происходит с самолетами увеличенной длины. К примеру, длина оригинального Boeing 737-100 составляла 28,65 метров, а длина более свежей модели 737-900 - уже 42,1 метра. Дополнительные метры позволили вместить больше пассажиров, но сильно ограничили допустимые углы взлета и посадки. Поэтому у Boeing 737-900 совершенно нормальным считается зазор в 30-50 см между хвостом и землей во время взлета. И малейшая ошибка пилотов может привести к тейлстрайку.

 

Пилоты могут даже не заметить того, что хвост коснулся земли. Но есть бортпроводники, сидящие во время взлета и посадки в хвостовой части салона. После того как старший бортпроводник сообщит пилотам об ударе, последние должны немедленно прекратить набор высоты (если это происходит на взлёте) и вернуться в аэропорт вылета.

Чтобы снизить нагрузку на поврежденный фюзеляж необходимо разгерметизировать самолет. Дальнейшее снижение для захода на посадку необходимо выполнять со скоростью не более 5 м/сек, чтобы не создавать лишнего дискомфорта пассажирам: в условиях разгерметизации резкие перепады давления при снижении будут ощущаться значительно сильнее.

Насколько опасно касание хвостом земли? В большинстве случаев весь удар примет на себя специальный элемент защиты (на фото выше). Им часто оснащаются самолеты, склонные к тейлстрайкам, а у некоторых есть даже хвостовое колесо, как, например, на Конкорде. К сожалению, всё это может выручить лишь во время взлета и никак не спасает от тейлстрайков при посадке.

Последние случаются чаще и потенциально более разрушительны, стоимость ремонта может достигать 12 млн долларов. Впрочем, касание хвостом земли нельзя назвать регулярным явлением. По статистике Boeing, даже с "неудачными" моделями авиалайнеров это происходит на чаще, чем 40 раз на 1 млн завершенных рейсов.

По материалам интернета