Более ответственно относиться к своей кредитной истории стали казахстанцы

Более ответственно относиться к своей кредитной истории стали казахстанцы
фото: bankstoday.net

Казахстанские заемщики стали более ответственными и начали более серьезно относиться к своей кредитной истории.        К таким выводам пришли аналитики Telegram-канала Первого кредитного бюро Data Hub, проведя соответствующее исследование, передает портал Качественный Казахстан.

«Конечно, критерием для оценки ответственности заемщиков выступает доля просрочки по платежам, но можно посмотреть на еще один показатель – то, насколько серьезно заемщики интересуются своей кредитной репутацией», – пояснили авторы следования.

Они отмечают, что по данным Первого кредитного бюро, в 2023 году 266,8 тыс. человек интересовались своим кредитным рейтингом. 

«Напомним, что ПКР (персональный кредитный рейтинг) - это сервис, который в баллах показывает человеку его благонадежность как плательщика с точки зрения финансовых организаций. Чем выше показатель, тем лучше, максимум – 1 000. Если уровень ниже 500, то заемщик в красной зоне (низкий рейтинг доверия), от 500 до 650 – в желтой (средний уровень доверия), выше 650 – в зеленой (высокая кредитоспособность и высокая степень доверия)», – отметили аналитики.    

Так вот, согласно результатам исследования в 2023 году (данные за 2023 год приведены на 26 декабря), средний показатель ПКР у пользователей сервиса составил 560 баллов.

«Если посмотреть, как заемщики распределены по зонам, то картина получается следующая: из 10 человек четверо – в красной, по трое – в желтой и зеленой. При этом средний балл пользователей колеблется вокруг текущей отметки в последние несколько лет, но важно, что все больше граждан начинает интересовать этот балл. Заемщики все чаще сознательно хотят оценить, как они будут выглядеть в глазах кредиторов», – поделились своими выводами исследователи.   

При этом они дополнили, что в 2023-м поступило около 600 тыс. запросов на ПКР, что в 3,2 раза больше, чем за весь 2022-й, и в 13,8 раза больше, чем за весь 2021-й.

«Число уникальных пользователей в 2023 году, как уже говорилось, составляет 266,8 тыс. человек, тогда как по итогам 2022-го их было примерно 97 тыс. По сравнению с уровнем 2021-го нынешний показатель выше в 10,5 раз. Если вы интересуетесь своим кредитным рейтингом, то проверить его можно в whatsapp-боте ПКБ или на сайте 1cb.kz, стоимость услуги – 100 тенге», – подытожили аналитики.

Авторы исследования также выяснили, сколько кредитов было выдано рядовым казахстанцам и юридическим лицам за ноябрь текущего года.

По их данным, сумма выдач физлицам, то есть рядовым казахстанцам, составила 1,39 трлн тенге.

«В целом по всем продуктам показатель вырос на 12% по сравнению с октябрем, но некоторые сегменты показывают падение: ипотека на 4%, кредитные карты – на 10%. Средняя сумма выдачи по всем типам продуктов составила 289,8 тыс. тенге. Она незначительно выросла по сравнению с октябрем, но оказалась на 5% ниже, чем год назад. Сказалось падение среднего показателя для ипотеки на почти 4%, до 15 млн тенге», – отметили аналитики.

При этом они дополнили, что портфель физических лиц на 1 декабря достиг 19,25 трлн тенге. Основной прирост с начала года обеспечен за счет самого популярного продукта – потребкредитов без залога.

«В этом сегменте рост с 1 января составил 27%, объем займов достиг 9,38 трлн тенге. Традиционно подчеркиваем, что тут займы распределены очень неравномерно: почти половина этой суммы приходится всего на 10% заемщиков. Обращает на себя внимание и динамика в сегменте автокредитования. Здесь объемы выросли с 1 января на 57%, до 2,38 трлн тенге. Число заемщиков выросло на 27%, до 416 тыс.», – дополнили авторы исследования.  

Что же касается юридических лиц, то тут, согласно данным исследователей, количество выданных кредитов в ноябре оказалось сразу на 18% ниже, чем за аналогичный период прошлого года (46 тыс.), а вот объемы выдач год к году возросли – на 11,2%, до 1,42 трлн.

Портфель юрлиц на 1 декабря составляет 24,1 трлн, что немного ниже, чем месяцем ранее.