Как вовремя распознать дипфейк и не стать жертвой мошенников

Как вовремя распознать дипфейк и не стать жертвой мошенников
фото: Tero Vesalainen / Shutterstock / РБК

Дипфейк – это фото, видео или аудиозапись, обработанная с помощью ИИ. Для мошенников дипфейк является одним из инструментов для совершения кибератак и краж конфиденциальных данных. Как распознать дипфейк и не стать жертвой мошенников, рассказали в пресс-службе Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), передает портал Качественный Казахстан.

Как пояснили в ведомстве, данная технология позволяет создать лица людей, подделать любой голос, мимику или добавить в речь слова, которые человек никогда не произносил.

Некоторые сервисы могут создать дипфейк-видео или аудио с помощью одного лишь изображения или голосовой записи длиной в несколько секунд. 

С помощью дипфейков злоумышленники могут:

  • подделать чужую личность, чтобы получить доступ к банковскому счету;
  • обналичить деньги и оформить подставные кредиты;
  • выкрасть данные умершего человека, «оживить» его для получения доступа к банковским онлайн-сервисам и др.

Как отличить дипфейк и не попасться на обман

Прежде всего, сотрудники АРРФР рекомендуют обратить внимание на следующие признаки:

  • странное моргание человека,
  • его пропадание из видео,
  • слова невпопад,
  • легкое заикание или роботизированный тон.

«Если звонит близкий или знакомый и просит срочно перевести деньги, завершите разговор и перезвоните ему сами. Уточните, действительно ли звонил вам он, а не мошенники», – рекомендуют в Агентстве.   

Также в АРРФР отметили, что основным способом борьбы с киберпреступниками, использующими дипфейки, является повышение осведомленности пользователей о подобной схеме обмана и соблюдение цифровой гигиены.

Дополнительно рекомендуется проверять фото- и видеоматериалы с помощью специализированных онлайн-сервисов.

«Помните: гарантированный доход обещают только мошенники. Злоумышленники активно предлагают заработать на различных инвестиционных онлайн-платформах, для участия в которых нужно оставить свои данные на фейковых сайтах и перечислить организаторам небольшие суммы. Подобным «рекламам», где используются изображения известных и уважаемых людей, не нужно доверять», – отметили в АРРФР.  

Также отмечено, что Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка на постоянной основе принимает меры по обеспечению информационной безопасности, в том числе по обеспечению кибербезопасности мобильных приложений финансовых организаций.

В настоящее время действуют требования по обязательному применению двухфакторной аутентификации с обязательным использованием биометрии в качестве основного фактора при оказании клиентам финансовых организаций дистанционных услуг.