фото: Alexander Erdbeer/ Visit Sweden
Новая туристическая кампания Швеции под названием «Шведский рецепт» (Swedish Prescription) предлагает путешественникам посетить страну, чтобы улучшить своё самочувствие, утверждая, что погружение в шведскую природу и культуру имеет научно подтверждённую пользу для здоровья. Кампания использует фирменный ироничный и сатирический тон, привлекая при этом медицинских экспертов для обоснования своих рекомендаций, сообщает Visit Sweden.
Последний рекламный видеоролик, выпущенный в конце прошлого месяца, начинается с интригующего вопроса. Женщина в белом халате со стетоскопом, стоящая на фоне заснеженных гор, спрашивает:
«Знаете ли вы, что Швеция — первая страна в мире, где врачи могут выписывать рецепты?». С невозмутимым видом, наполовину погруженная в замерзшее озеро, она добавляет: «Потому что в Швеции полно занятий, которые поднимают настроение».
Продолжая, она отмечает, что «классическая сауна активизирует парасимпатическую нервную систему, способствуя глубокому расслаблению», и задаёт вопрос:
«Или, может быть, вы предпочитаете ночную жизнь? Здесь, в Швеции, солнце не заходит сто дней в году. Только представьте, как круглосуточная светотерапия может помочь вам».
Несмотря на ироничный тон, инициатива «Шведский рецепт» призвана продемонстрировать, как изучение обширной дикой природы этой скандинавской страны и приобщение к шведской культуре может улучшить самочувствие. При этом кампания опирается на научные данные, чтобы обосновать свою позицию. Согласно Всемирной организации здравоохранения, исследования показывают, что длительное пребывание на природе может помочь снизить стресс, улучшить общее настроение, усилить когнитивные функции и снизить риск хронических заболеваний.

Фото: Lola Akinmade
В Швеции насчитывается более 265 000 островов, 100 000 озёр и 5700 природных заповедников. Путешественникам не просто разрешено исследовать природу страны, но это поощряется благодаря закону о всеобщем доступе к природе, известному как allemansrätten, закреплённому в Конституции. К этому добавляются концепция friluftsliv (дословно: «жизнь на открытом воздухе»), когда шведы регулярно отключаются от мира и отправляются на природу, а также мероприятия по снижению стресса, такие как лесные ванны и «глубокое пребывание в спячке». Также упомянут целостный подход к жизни, известный как lagom. Кампания иронично предлагает попросить врача «выписать вам Швецию», чтобы почувствовать себя лучше.
Стив Робертшоу, старший менеджер по связям с общественностью Visit Sweden, отмечает, что эти традиционные занятия, направленные на перезагрузку разума и тела, являются важнейшей частью «шведской ДНК». Робертшоу прокомментировал инициативу:
«Мы живём в неспокойном мире. Многие люди с трудом справляются с трудностями и страдают от стресса и тревоги. Эта инициатива даёт возможность продемонстрировать преимущества шведской природы и образа жизни в рамках растущего научно-исследовательского движения в сфере ухода за пациентами».
Для разработки кампании Visit Sweden сотрудничал с четырьмя медицинскими экспертами из США, Великобритании, Нидерландов и Германии, чтобы определить «пять занятий на шведской природе, которые могут укрепить здоровье» (например, купание в лесу, поиск пищи и наблюдение за небом), а также «три шведские привычки, которые помогут сбалансировать вашу повседневную жизнь» (например, неспешный перерыв на кофе «фика» или купание в замерзшем озере после сауны). В кампании перечислен ряд исследований, подкреплённых данными таких организаций, как Американская психологическая ассоциация, Международный журнал исследований окружающей среды и общественного здравоохранения и Европейское агентство по охране окружающей среды. При этом старший профессор-эмерит Ивонн Форселл из Каролинского института проверила каждое утверждение.

Фото: Lola Akinmade
Хотя маркетологи утверждают, что «Швеция — первая страна в мире, где врачи выписывают лекарства», практика «терапевтического туризма» не нова. В конце XIX — начале XX века врачи рекомендовали пациентам с туберкулёзом отправиться на лечение в горы Швейцарии. С 1830-х годов медики также отправляли пациентов с различными респираторными заболеваниями в соляные шахты по всей Центральной Европе. «Шведский рецепт» напоминает нечто среднее между яркой современной рекламой путешествий и рекламой старинного санатория.
Кампания призывает:
«Представьте себе место, где пение птиц — единственный звук, нарушающий тишину. Где можно без ограничений плавать в любом озере и наслаждаться дарами природы. Где можно засыпать под звёздным небом, вдали от светового загрязнения».
Послание о воссоединении с природой может найти живой отклик, учитывая, что, по данным Института глобального оздоровления (Global Wellness Institute), объём оздоровительного туризма к 2030 году оценивается в $2,1 триллиона.
Франциска Леонардо, генеральный директор стокгольмской компании XperienceSthlm, отмечает:
«Мы определенно видим множество путешественников, ищущих подобные развлечения в Швеции. На протяжении многих лет Швеция успешно рекламировала свою необъятную природу и отдых на природе как привлекательное место для путешественников, ищущих „зелёный отдых“ вдали от повседневной жизни бетонных городов».
Эта последняя туристическая реклама пополняет недавнюю череду остроумно-ироничных скандинавских кампаний. В 2024 году вирусный ролик Управления по туризму Осло набрал более 20 миллионов просмотров. В нём норвежец с невозмутимым видом задавался вопросом, зачем кому-то ехать в этот город, так как «можно просто пройти из одного конца города в другой примерно за 30 минут». В прошлом году кампания «Швеция (не Швейцария)» обыграла распространённую оплошность запутавшихся путешественников.

Фото: Lola Akinmade
Сам Робертшоу, который называет себя «большим поклонником хорошей сауны с холодным купанием», рекомендует посетить Арктическую баню в шведской Лапландии, подземную сауну в шахте приключений Даларны и Ästad Vingård в Халланде. Чтобы насладиться бесконечным летним солнцем, он советует пройти по Королевской тропе (Kungsleden) через шведскую Лапландию. Леонардо говорит, что его клиенты часто выбирают Стокгольмский архипелаг летом, а зимой их привлекают северное сияние и заснеженные пейзажи.
Что делает «Шведский рецепт» особенно эффективным, так это то, как он использует характерный для страны стиль сухой сатиры, из-за чего путешественники могут задаться вопросом, следует ли воспринимать его всерьез или нет. Как отмечает один из комментаторов на YouTube, «эта часть с „побочными эффектами“ в конце [видео] — самый сильный смех за всю мою жизнь». Подобно настоящей рекламе лекарств, закадровый голос в титрах быстро перечисляет возможные последствия шведского отпуска, включая: «внезапное восхищение соснами и желание их обнять, передозировка черничными эндорфинами, крепкий сон, когда чувствуешь себя совершенно другим человеком, зависимость от вкусной водопроводной воды и дезориентация при виде работающего общественного транспорта». Существует даже загружаемый PDF-файл с рецептами, призывающий «пациентов» принести этот документ своим врачам и попросить о визите в Швецию для выписки рецепта.
Леонардо подводит итог:
«Любопытно наблюдать, как Visit Sweden пытается совместить шведские стереотипы с реальными результатами исследований. То, что они убедили настоящих квалифицированных врачей подтвердить этот „рецепт“, довольно забавно, особенно учитывая, что сами шведы очень серьёзно относятся к назначениям врачей!»
Источник: BBC
#Швеция #Туризм #Здоровье #Сатира #Скандинавия
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через