фото: Louvre.fr
Дерзкое ограбление Галереи Аполлона в Лувре, самом посещаемом музее мира, потрясло Францию: четверо преступников проникли в здание с помощью строительной лестницы и всего за несколько минут похитили восемь бесценных предметов из коллекции французских королевских драгоценностей. Эксперты отмечают, что, хотя полиция имеет высокие шансы поймать воров, вернуть украденные драгоценности в их первоначальном виде будет крайне сложно, поскольку их могут быстро разобрать и продать на чёрном рынке, сообщают BBC и Reuters.
Солнце только взошло над Парижем, и первые посетители начали заполнять коридоры Лувра, когда банда нанесла свой удар. Спустя восемь минут преступники уже удалялись от центра французской столицы, увозя с собой самые ценные сокровища страны. Так произошла одна из самых шокирующих краж в современной истории.
Эффектный рейд развернулся в Галерее Аполлона в юго-восточном крыле музея, расположенного на берегу реки Сены. Посетители стали проходить через главный вход, обозначенный стеклянной пирамидой, в 09:00, чтобы увидеть такие экспонаты, как «Мона Лиза». Примерно в 180 метрах от главного входа, на тротуар напротив реки, подъехал грузовик, оснащённый механической лестницей. Это стало сигналом к началу ограбления.

Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes
В 09:30 двое из четырёх членов банды начали подниматься по лестнице на балкон, ведущий к двойному окну. Стеклянные и деревянные части окна не смогли противостоять угловым шлифовальным машинам, которые использовали воры: французские власти подтвердили, что окна роскошной галереи не были укреплены. К 09:34 преступники уже были внутри. Безоружные охранники скрылись, когда злоумышленники в масках бросились на них с электроинструментами. Воры получили доступ к Галерее Аполлона — залу, где более века хранились драгоценности французской короны.
Кадры, полученные французским телеканалом BFMTV, показывают, как один из мужчин в светоотражающем жилете использует угловую шлифовальную машину, чтобы вскрыть витрину. Французский министр сообщил, что записи с камер видеонаблюдения внутри музея подтверждают: ворам потребовалось не более трех минут и 57 секунд, чтобы ворваться в два шкафа, забрать драгоценности и скрыться. Воры действовали быстро и расчётливо, точно зная, за чем пришли.
Драгоценности французской короны состоят из предметов, которые удалось спасти или восстановить после Революции 1789 года. Большая часть из них хранилась в футлярах XIX века, которые носили члены императорских семей Наполеона и Наполеона III. Всего было похищено восемь предметов. Французские власти назвали потерю бесценной: помимо стоимости драгоценных камней и металлов, они представляют собой, по словам одного из министров, «неизмеримую» историческую ценность. Среди украденного — тиара, ожерелье и серьги, которые носили королева Гортензия и королева Мария-Амели, изумрудное ожерелье и серьги, подаренные Наполеоном Бонапартом своей второй жене Марии-Луизе, а также жемчужно-бриллиантовая тиара, бриллиантовая брошь императрицы Евгении и брошь-реликварий.
Однако не всё пошло по плану: полиция подтвердила, что корона «Эжени» была найдена повреждённой на пути отступления, по-видимому, её уронили. Прокуратура Франции также сообщила, что двое воров оставили после себя часть снаряжения, включая одну из светоотражающих курток, которую теперь анализирует полиция.

Фото: Louvre.fr
К 09:35 среди сотрудников музея распространился слух о происшествии. В диспетчерской сработала сигнализация, но полиция пока выясняет, насколько широко она была слышна и работала ли исправно. Один из очевидцев сообщил BBC, что видел, как охранники отводили людей от Галереи Аполлона, а затем «атмосфера изменилась», когда по рациям пришло новое сообщение. Перед тем как скрыться около 09:38, воры попытались поджечь механические лестницы, которые они использовали для проникновения, после чего, по сообщениям, сели на скутеры Yamaha TMAX, способные развивать скорость выше 160 км/ч, и скрылись по узким улицам Парижа. Следователи полагают, что они направились на юг, к шоссе A6 — главной дороге, ведущей из города.
Reuters сообщает, что преступные группировки по всей Европе всё чаще грабят ценные драгоценности и золото из музеев. По словам специалистов, лишь небольшая группа преступников способна совершить такое дерзкое ограбление, и, возможно, они уже известны полиции. Однако сами предметы можно быстро разобрать и продать.
«Если я краду Ван Гога, это Ван Гог. Я не могу сбыть его никак иначе, кроме как через незаконный рынок произведений искусства, — сказал Марк Балсельс, барселонский эксперт по преступлениям против культурного наследия. — Но когда я краду... ювелирные изделия, я могу продать их через незаконный рынок под видом драгоценных камней».
Наглая кража королевских драгоценностей из Лувра, по мнению некоторых, стала национальным унижением и повлекла за собой проверки безопасности на многочисленных культурных объектах Франции. Искусствовед Артур Бранд считает, что «если вы нападаете на Лувр, самый важный музей в мире, а затем скрываетесь с французскими королевскими драгоценностями, значит, с безопасностью что-то не так». Он добавил, что это «одна из крупнейших охот за людьми в истории Франции».
Чиновники Лувра, по сообщениям СМИ, ранее уже били тревогу по поводу нехватки инвестиций в безопасность. Кристофер Маринелло, основатель организации Art Recovery International, отслеживающей похищенные произведения искусства, заявил, что число подобных музейных краж растёт по всей Европе и за её пределами:
«Если в вашей коллекции есть драгоценности или золото, вам стоит беспокоиться».
Расследованием занимается специализированное подразделение парижской полиции BRB. Бывший сотрудник этого подразделения Паскаль Шкудлара выразил «стопроцентную» уверенность в том, что воров удастся поймать, поскольку следователи задействуют все ресурсы: видеозаписи, записи телефонных разговоров, вещественные доказательства и информаторов. Однако Коринн Шартрель, ранее работавшая в Центральном управлении французской полиции по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей, считает, что драгоценности вполне могут оказаться в мировом алмазном центре вроде Антверпена.
«Как только их разделят на более мелкие драгоценности, дело сделано. Всё кончено. Мы больше никогда не увидим эти произведения искусства в целости и сохранности», — сказал Маринелло, добавив, что процент возвращения украденных ювелирных изделий очень мал.
Эксперты сходятся во мнении, что музеи должны стремиться сократить время, необходимое ворам для кражи и побега, например, утолщая окна или добавляя больше дверей. Киммо Лева, генеральный директор Национальной галереи Финляндии, отметил, что «ужесточение повседневной экономики, естественно, не является лучшей основой для инвестиций, необходимых для смягчения потенциальных угроз».
Источник: BBC, Reuters
#Лувр #Ограбление #КоролевскиеДрагоценности #Франция #МузейнаяБезопасность
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через