От печати к цифровизации: как меняется наружная реклама в современном мире

От печати к цифровизации: как меняется наружная реклама в современном мире
фото: Максим Стулов/ТАСС/Известия

Как меняется наружная реклама в digital-эпоху в Казахстане и во всём мире, разбирались в своем исследовании аналитики Finprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.

Как отмечают авторы исследования, в течение ближайших нескольких лет глобальный рынок наружной рекламы увеличится в 1,5 раза. Такой прогноз дают аналитики международной исследовательской компании Allied Market Research, изучившие тенденции этого сегмента рекламного бизнеса.

Согласно их отчёту, в прошлом году мировой рынок наружной рекламы оценивался в 16,3 млрд долл. США. При прогнозируемом среднегодовом темпе роста в 5% к 2034-му он достигнет 26,5 млрд долл. США.

По мнению экспертов, самым распространённым видом рекламных конструкций являются билборды. Аналитики считают, что такая тенденция сохранится и в течение ближайших десяти лет. Правда, на этом секторе рекламных услуг отразится цифровизация: на смену напечатанным баннерам придут цифровые. Этот процесс идёт уже несколько лет, и в дальнейшем тренд только усилится. Цифровые билборды дают больше возможностей для ротации и отражения динамичного контента.

«В Казахстане рынок услуг в сфере рекламной деятельности и рыночных исследований с 2021 года показывает стабильную положительную динамику. Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, в первом квартале текущего года предприниматели оказали таких услуг на 160,1 млрд тенге — на 8,4% больше, чем в аналогичном периоде 2024-го. Впрочем, начало года — не самое активное время у рекламщиков. Вот как обстояла ситуация по итогам всего прошлого года: объём оказанных услуг в области рекламной деятельности и исследования конъюнктуры рынка вырос на 11,4%, преодолев психологическую отметку в один триллион тенге», – поделились данными аналитики.  

Согласно их данным, в региональном разрезе большая часть рекламного бизнеса страны была сконцентрирована в Алматы, чья доля в стоимостном объёме услуг в 2024 году составляла 92,2%, или 937,9 млрд тенге.

Обогнать южную столицу, являющуюся лидером в секторе уже много лет, не смогла даже динамично развивающаяся Астана.           В столице объём рекламных услуг был куда скромнее: всего 35,2 млрд тенге.

«Отметим: частично это обусловлено регистрацией некоторых компаний рекламной сферы и их клиентов в финцентре, хотя работают они по всему Казахстану. Однако в целом статистика отражает реальность: «рекламный центр» страны — Алматы», – подчеркнули исследователи.  

Они дополнили, что ежегодно эксперты Центрально-Азиатской рекламной ассоциации делают собственную оценку стоимостных объёмов рекламы, распространяемой в Казахстане.

По данным источника, в первом квартале текущего года общий бюджет рекламы в РК составил 27,2 млрд тенге, увеличившись за год на 17%. Объём денежных вливаний в сектор наружной рекламы достиг 5,4 млрд тенге. Рост в сравнении с январём–мартом прошлого года колоссальный: на 28,6%. Годом ранее темп роста тоже был довольно высоким: плюс 34,7%.

На первом месте среди каналов распространения рекламных сообщений остаётся интернет. На онлайн-площадки приходится половина всего рекламного бюджета.

Второе место заняло телевидение: около 31% всего объёма.

Наружная реклама оказалась на третьем месте, однако её рынок стабильно растёт и постепенно «отбирает» часть денег у телевидения, радио и печати. Доля сектора в общем объёме с 2021 года увеличилась с 12,3% до 19,9%. По мнению экспертов, это связано как раз таки с цифровизацией наружной рекламы на ключевых рынках.

«В Алматы продолжается активное наращивание digital-инвентаря: крупные операторы завершили ещё одну волну замены традиционных щитов на современные LED-экраны, охватывающие основные магистрали и деловые районы. В Астане компании также активно расширяются — к медиабордам и digital mupis добавились новые пилотные цифровые форматы. На фоне общего роста цифрового инвентаря увеличилось количество доступных сторон и, как следствие, рекламных слотов», — отмечают в своих отчётах специалисты Центрально-Азиатской рекламной ассоциации.

Также аналитики отмечают, что благодаря исследованию компании K Research Central Asia на примере Алматы можно увидеть, как выглядит структура бюджета наружной рекламы в зависимости от видов конструкций. 

«Самым популярным у рекламодателей видом конструкций для представления своих товаров являются боксы на автобусных остановках, чья доля составляет 49,6% от всего объёма наружной рекламы. На втором месте оказались схожие конструкции сити-формата, то есть те, что монтируют на улицах города. Заметные доли в бюджете наружной рекламы также занимают лайтбоксы (11,6%) и скроллеры (8,2%)», – подытожили авторы исследования.