Когда электровелосипед приравнивается к мопеду и подлежит обязательной регистрации

Когда электровелосипед приравнивается к мопеду и подлежит обязательной регистрации
фото: © РИА Новости / Наталья Селиверстова

Если ваш электровелосипед мощнее 250 ватт и способен разгоняться свыше 25 км/ч – это уже мопед, который подлежит обязательной регистрации и попадает под нормы дорожного законодательства. Об этом напомнил на пресс-конференции  в Региональной службе коммуникаций начальник Процессингового центра Управления административной полиции ДП Алматы Айдын Меркимбаев, передает портал Качественный Казахстан со ссылкой на РСК.   

По словам спикера, в последнее время алматинцы всё чаще выбирают электровелосипеды как альтернативу личному автомобилю или общественному транспорту: он доступен, удобен в городских условиях и не загрязняет окружающую среду. Однако вместе с этим растёт и число проблем, связанных с эксплуатацией такого транспорта.

«Сегодня на дорогах всё чаще появляются электровелосипеды, которые по своим техническим характеристикам уже давно вышли за рамки обычных велосипедов. Многие модели способны развивать скорость 40–45 км/ч и оснащены двигателями мощностью свыше 400 ватт. По законодательству такие транспортные средства уже считаются мопедами и должны регистрироваться. Это означает наличие технического паспорта, государственного регистрационного номера, страховки и наличие у водителя водительского удостоверения категории «А», – рассказал Айдын Меркимбаев.  

Он дополнил, что незарегистрированные электровелосипеды создают реальную угрозу для участников дорожного движения.       Без регистрации и страховки такие транспортные средства сложно отследить в случае угона или аварии. Кроме того, вся ответственность за возможные последствия ДТП ложится на самого водителя. Отсутствие контроля и правил эксплуатации также напрямую влияет на уровень аварийности в городе.

«Полиция Алматы фиксирует рост количества дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности. Несмотря на то, что большая часть этих инцидентов связана с электросамокатами, электровелосипеды также активно вливаются в городскую транспортную инфраструктуру и должны подчиняться правилам. С начала 2025 года в Алматы произошло 534 ДТП с участием мопедов. За этот же период к административной ответственности за нарушения ПДД привлечено более 10 тысяч пользователей мопедов, а 1 700 транспортных средств были отправлены на специализированные штрафстоянки. Всего выявлено почти 12 тысяч административных правонарушений среди пользователей электросамокатов и электровелосипедов», – поделился данными спикер.   

При этом он подчеркнул, что цель правоохранительных органов – не ограничить развитие современных транспортных решений,     а обеспечить их безопасную и законную интеграцию в городскую среду.

В связи с этим жителям и гостям города напоминают: если ваш электровелосипед мощнее 250 ватт и развивает скорость свыше 25 км/ч, он должен быть зарегистрирован. Это не только требование закона, но и ваша личная защита. Номерной знак и техпаспорт подтверждают право собственности, а наличие страховки поможет в случае ДТП.

«Мы понимаем интерес граждан к электровелосипедам и поддерживаем внедрение экологичных видов транспорта. Но всё должно происходить в рамках закона», – подытожил Айдын Меркимбаев.