Казахстан и мир: почему развитые страны нас обгоняют?

Казахстан и мир: почему развитые страны нас обгоняют?
фото: freepik.com

Производительность труда – это не просто статистика. Это стратегический ориентир, от которого зависит будущее экономики Казахстана. Эксперты Арслан Аронов и Мурат Темирханов Аналитического центра halykfinance.kz в своей статье рассказали  о том, как менялась производительность труда в РК и почему страна пока отстает от развитых государств мира.

15 лет перемен: как росла производительность труда в Казахстане?

С 2010 по 2024 гг. Казахстан продемонстрировал заметный номинальный рост производительности труда. За указанный период объем выпуска продукции на одного занятого увеличился в пять раз – с Т2,4 млн в год до Т12,6 млн. Однако стоит заметить, что, учитывая инфляцию, рост производительности труда был не таким значительным. Это связано с существенным повышением уровня цен в кризисные годы.

Рисунок 1. - Темпы реального роста производительности труда в Казахстане, 2010-2024 гг.
 

 
Источник: БНС

Кроме этого, существует показатель совокупной факторной производительности (TFP), рассчитываемый МВФ. Он отражает эффективность использования всех факторов производства – труда, капитала и других ресурсов – в процессе создания экономического продукта. 

Рост TFP свидетельствует об улучшении общей эффективности и технологическом прогрессе, тогда как его снижение указывает на проблемы с производительностью и возможное ухудшение экономических условий. 

В Казахстане после 2010 года TFP начал заметно снижаться, что может говорить о замедлении темпов технологического обновления и недостаточной эффективности использования ресурсов. 

Среди секторов стремительный реальный рост демонстрирует сельское хозяйство – в среднем на 8,8% ежегодно в течение последних 15 лет. Однако данный рост оказывает незначительное влияние на общий уровень производительности труда в экономике. Это связано с тем, что уровень производительности в сельском хозяйстве существенно ниже, чем в большинстве других отраслей. Так, например, в горнодобывающей промышленности производительность труда превышает сельскохозяйственную более чем в 11 раз. 

Следует также отметить, что высокие темпы роста производительности в сельском хозяйстве обусловлены не только расширением объемов производства, но и значительным сокращением численности занятых в отрасли: с 2010 по 2024 гг. число работников в сельском хозяйстве снизилось на 55%. В то же время во всех остальных отраслях экономики наблюдался рост занятости – в среднем на 51% за указанный период.

Рисунок 2. - Среднегодовые реальные темпы роста производительности труда по основным секторам, 2010-2024 гг., %
 


Источник: БНС

В целом горнодобывающий сектор преобладает в структуре производительности труда Казахстана. Данная отрасль обеспечивает высокую производительность труда за счет значительной капиталоемкости и концентрации ресурсов, тогда как сельское хозяйство, несмотря на свой впечатляющий рост, продолжает занимать незначительную часть производительности.

На сырьевую направленность экономики нашей страны также указывали эксперты МВФ в своем исследовании «Call of Duty: Industrial Policy for the Post-Oil Era», где было сказано, что нефть потеряет свою значимость в следующие два десятилетия и уже сегодня экспортеры нефти должны кардинально переосмыслить планы по индустриализации и диверсификации своих экономик. 

Единственный путь к устойчивому долгосрочному росту в нефтяных странах – это создание в стране динамичных секторов экономики для экспорта средне- и высокотехнологичных товаров и услуг, что будет напрямую влиять на повышение производительности труда и на обеспечение качественного роста экономики и благосостояния населения. 

Для изменения модели экономического роста в стране, на наш взгляд, правительству стоит рассмотреть возможность выхода за рамки привычных подходов и уделить больше внимания устранению рыночных дисбалансов в торгуемых отраслях экономики.

Казахстан и мир: почему развитые страны нас обгоняют?

Несмотря на положительную динамику роста производительности труда, Казахстан все еще сталкивается с серьезным разрывом    по этому показателю с развитыми странами. До уровня Европейского союза и особенно США остается значительное расстояние, обусловленное как особенностями экономики и государственной политики, так и качеством человеческого капитала и технологий.

Рисунок 3. - Производительность труда на одного работника в 2023 году, $
 

 
Источник: Eurostat, U.S. Bureau of labor statistics, БНС, НБК
Примечание: здесь и далее показатели по Казахстану и странам Европы рассчитаны через конвертацию тенге и евро по официальному курсу НБК (средний курс за определенный год)

Однако страны ЕС показывают реальный рост в 0,3%  в среднем за год в период с 2010 по 2024 годы. Несмотря на превосходящие темпы роста производительности труда в Казахстане, мы считаем, что его реальные значения остаются скромными (3%). 

Следует учитывать, что низкие темпы прироста в странах ЕС и США объясняются высокой исходной базой. Несмотря на это, по нашим расчетам, при сохранении среднегодовых показателей реального роста производительности труда в Казахстане и ЕС, нашей стране понадобится более 30 лет для того, чтобы обогнать страны Европейского союза. 

Первым ключевым сдерживающим фактором роста производительности труда в Казахстане остается недостаточный уровень конкуренции. В этих условиях рост производительности труда зачастую обеспечивается не за счет реального повышения эффективности, а за счет государственных субсидий и мер поддержки, что создает искаженные стимулы и тормозит развитие инноваций. 

Вторым важным фактором является текущая фискальная политика. В условиях перманентно высокой инфляции, нестабильного макроэкономического фона и курса национальной валюты сложно корректно оценить реальные показатели роста производительности. 

Инфляция значительно искажает номинальные значения. Кроме того, необходимо сосредоточиться на разработке и реализации целенаправленных подходов к повышению производительности в торгуемых несырьевых секторах экономики. 
Для этого Казахстану необходимо обеспечить структурную трансформацию экономики – создать условия для свободного и быстрого перераспределения трудовых и инвестиционных ресурсов в более продуктивные секторы. А для этого, в свою очередь, Казахстану необходима полноценная рыночная экономика. Именно благодаря рыночным отношениям и конкуренции происходит диверсификация экономики, растет производительность и повышается эффективность использования ресурсов, в результате чего быстрее повышаются как благосостояние населения, так и экономическая и финансовая стабильность в стране. 

Подтверждением этому является статистика горнодобывающего сектора. Даже несмотря на то, что казахстанская горнодобывающая отрасль демонстрирует высокие показатели производительности труда по сравнению с другими отраслями страны, уровень производительности в странах Европейского союза, где функционирует полноценная рыночная экономика, существенно выше.   Так, в среднем производительность труда в горнодобывающем секторе ЕС в 2022 году превышала казахстанский показатель в четыре раза, достигая $492 тыс. на одного занятого против $120 тыс. в Казахстане. Показательным примером является нефтяная отрасль: в ЕС производительность труда составляла $2 млн на одного занятого, тогда как в Казахстане данный показатель, по нашей оценке, составлял $0,5 млн.

Также наблюдается значительное отставание в другом торгуемом секторе – сельском хозяйстве. Так, производительность труда в 2024 году составила $10,6 тыс. на занятого, тогда как в ЕС – $48,3 тыс., что означает отставание в 4,5 раза. 

Отдельного внимания заслуживает обрабатывающая промышленность, в частности металлургия, на которую в Казахстане приходится около 40% выпуска и которая относится к сырьевому сектору, тогда как доля машиностроения составляет лишь 19%.  Для сравнения: в странах Европейского союза металлургия занимает лишь 12,6%, что свидетельствует о более диверсифицированной и технологически ориентированной структуре промышленности. 

В обрабатывающей промышленности разрыв менее выражен, чем в сельском хозяйстве: $56,0 тыс. в Казахстане против $106,4 тыс.  в ЕС в 2024 году, что в 1,9 раз меньше показателей ЕС. Это минимальный уровень разницы за последние 10 лет. Однако важно учитывать, что большая часть казахстанского выпуска, как мы писали выше, в обрабатывающей отрасли относится к металлургии, тогда как в ЕС ее доля меньше. По этой причине сравнение может не отражать отставание в производстве несырьевых торгуемых товаров. 

Таким образом, как мы отмечали ранее в своем отчете «Какие реформы нужны Казахстану?», для достижения высоких показателей производительности труда важно одновременно наращивать фундаментальные факторы роста: инвестировать в физический и человеческий капитал, а также укреплять институты, способные обеспечивать устойчивое развитие во всех секторах – ориентированных не только на внутренний рынок и сырье, но и на экспорт и несырьевой сегмент. 

Глава государства в своем Послании народу Казахстана в 2023 году отмечал, что правительство субсидирует и финансирует казахстанскую экономику, противореча принципам рыночной экономики . Поэтому, как отмечалось выше, Казахстану необходимо сосредоточить внимание на развитии торгуемых несырьевых секторов экономики (сельское хозяйство, машиностроение и услуги), при этом их рост должен обеспечиваться рыночными механизмами, без влияния государства.

Региональная диспропорция производительности труда в стране

В Казахстане сохраняется выраженная региональная диспропорция в производительности труда, что во многом связано с отраслевой диспропорцией. Наиболее высокие показатели сосредоточены в отдельных ресурсных и финансовых регионах, тогда как другие области демонстрируют значительно более низкий уровень эффективности. Это свидетельствует о неравномерном распределении экономического потенциала по территории страны, что ограничивает устойчивость и инклюзивность общего роста.

В сырьевых регионах, таких как Атырауская, Ұлытау и Карагандинская области, а также в финансовых и административных центрах – Алматы и Астане – производительность труда значительно выше среднего по стране. Это объясняется концентрацией капиталоемких отраслей, наличием крупных компаний, более высокой долей инвестиций и развитой инфраструктурой. 

В то же время в густонаселенных южных регионах, таких как Туркестанская, Жамбылская и Алматинская области, производительность остается заметно ниже, демонстрируя почти восьмикратное отставание от лидера. В этих областях доминируют трудоемкие секторы с низкой добавленной стоимостью, а доступ к качественному образованию, технологиям и инвестициям более ограничен. 

Такой дисбаланс требует целенаправленной региональной политики, направленной на выравнивание условий развития и стимулирование роста производительности во всех регионах страны. Также мы считаем, что для более объективного анализа региональной производительности труда нужно исключить сырьевые отрасли из расчетов. 

В целом для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни необходимо активизировать усилия по развитию несырьевых секторов. Это требует значительных структурных изменений и инвестиций в человеческий капитал, инфраструктуру и инновации. Сохранение преобладания сырьевых продуктов и регионов в экономике сдерживает долгосрочный потенциал развития страны, и без проведения значимых реформ стране в будущем может быть непросто справляться с возникающими вызовами.

Роль рынка и государства в ускорении роста производительности труда в Казахстане

Роль рынка и государства в ускорении роста производительности труда в развитых странах является ключевым фактором формирования устойчивой и конкурентоспособной экономики. Эффективное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования позволяет одновременно стимулировать конкуренцию, инновации и инвестиции, а также обеспечивать стратегическую поддержку приоритетных отраслей. 

Рынок создает условия для повышения эффективности за счет конкуренции и оптимального распределения ресурсов, тогда как государство способно направлять развитие экономики, устраняя структурные диспропорции, поддерживая технологическое обновление и создавая институциональную базу для долгосрочного роста производительности. 

В условиях полноценной рыночной экономики ключевой задачей государства должно являться обеспечение честной и прозрачной конкуренции. Избыточные меры защиты могут привести к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков и ограничить потребителей в доступе к более выгодным по цене и качеству товарам. 

Текущая государственная помощь для бизнеса приводит к искажению в рыночной мотивации к повышению его конкурентоспособности (прежде всего, к повышению производительности). Помимо этого, защита от внешней конкуренции и прямая госпомощь в виде субсидий и различных преференций также может формировать иждивенческие ожидания бизнеса по отношению к государству, о чем упоминал глава государства на встрече с представителями отечественного бизнеса в 2023 году.

В последние годы международные организации, такие как МВФ, Всемирный банк и ОЭСР, в своих оценках экономики Казахстана неоднократно это подчеркивают: для повышения конкурентоспособности, ускорения роста производительности и диверсификации экономики стране необходимы структурные реформы. Их ключевым элементом должно стать сокращение избыточного участия государства в экономике и формирование полноценной рыночной среды. 

Если отечественный производитель не экспортирует продукцию и при этом не способен конкурировать с более доступным импортом, его присутствие на рынке должно определяться рыночными механизмами, без создания искусственных «тепличных условий» за счет государства. 

Мы считаем, Казахстану необходимо кардинально пересмотреть прямую государственную поддержку бизнеса и сосредоточить усилия на повышении производительности труда во внешнеторгуемых несырьевых секторах при создании полноценной рыночной экономики.

Лучшая мировая практика показывает, что если государство хочет поддержать развитие какого-то сектора экономики, то это вполне можно сделать мерами, которые не нарушают рыночные механизмы и рыночное ценообразование. Для этого важно обеспечить равные условия работы для всех компаний несырьевого сектора, вне зависимости от того, считаются ли они приоритетными с точки зрения государственных органов. 

Опыт индустриально-инновационного развития страны показывает, что попытки административно определять приоритеты в некоторых случаях приводили к неэффективному распределению ресурсов и значительным бюджетным потерям. Вместо этого развитие конкурентной рыночной среды и поддержка частного предпринимательства позволят естественным образом выявить направления бизнеса, способные достичь международной конкурентоспособности и обеспечить долгосрочный рост производительности труда.

Заключение и рекомендации

Заключая анализ динамики производительности труда в Казахстане, можно отметить, что за последние пятнадцать лет страна демонстрировала показатели среднегодового реального роста выше, чем в странах Европейского союза. Однако Казахстан все еще существенно уступает странам ЕС в ряде ключевых отраслей, включая нефтяную промышленность, обрабатывающее производство и сельское хозяйство. 

Мы полагаем, что одним из факторов, сдерживающих устойчивый экономический рост и повышение производительности труда в Казахстане, может быть значительное присутствие государства в экономике. Хотя в отдельных отраслях достигнуты заметные успехи, их результаты во многом связаны с государственной поддержкой или особенностями статистики, а не с полноценным развитием рыночных механизмов. 

Такая модель, по сути, замещает рынок, нарушая принципы конкуренции, искажая ценовые сигналы и снижая мотивацию бизнеса   к инновациям и повышению производительности труда: «Доля прямого участия государства в экономике остается на высоком уровне, что нарушает равенство условий на рынке и подавляет частную инициативу». В результате формируется зависимость   от государственной помощи, а не от способности адаптироваться к рыночным условиям и международной конкуренции. 

Таким образом, диверсификация экономической структуры Казахстана с акцентом на развитие торгуемых несырьевых отраслей должна стать стратегически важным приоритетом будущего развития нашей страны. Для качественной диверсификации необходимо создать условия, при которых ресурсы – трудовые, инвестиционные, технологические – будут свободно перераспределяться в более продуктивные и перспективные сектора. А для этого Казахстану необходимо не просто корректировать отдельные экономические программы, а провести глубокую институциональную реформу, направленную на снижение роли государства в экономике, усиление рыночных механизмов и создание среды, в которой бизнес будет развиваться за счет эффективности, а не административных преференций. 
В таких условиях возможно достижение качественного роста производительности труда и построение конкурентоспособной экономики, способной успешно интегрироваться в глобальные рынки.