фото: Pixabay
Как учителю разграничить зоны ответственности
Чтобы общение было продуктивным, важно контролировать собственное эго-состояние и оценивать с позиции Взрослого: «Какова цель этого диалога? То, что мы сейчас делаем, приближает нас к этой цели или отдаляет от неё?». Научившись этим управлять, вы сможете организовать коммуникацию так, чтобы и собеседника подталкивать к соответствующей роли Взрослого.
Что в этом поможет? Основой, на которой стоит выстраивать общение с родителями, Ярослава Рындина называет разделение ответственности.
По словам психолога, в области ответственности часто возникает путаница, которая усиливается, когда диалог становится эмоциональным. В итоге, общаясь с родителями учеников, вы вдруг можете начать оправдываться за то, за что ответственности точно не несёте, — например, за то, что ученик не сделал домашнее задание.
Возвращение в эго-состояние Взрослого подразумевает, что вы точно знаете свою зону ответственности и не берёте на себя ничего, что в неё не входит.
Ярослава привела пример разделения ответственности между учителем, учеником и родителями.
Учитель отвечает:
· за организацию образовательного процесса;
· подачу материала, адаптацию методов обучения под возможности класса;
· поддержание безопасной и уважительной атмосферы в классе;
· соблюдение профессиональной этики;
· предоставление обратной связи родителям (но не за то, как она будет воспринята);
· установление и поддержание границ взаимодействия.
Ученик отвечает:
· за личную мотивацию и вовлечённость в учебный процесс (конечно, на своём уровне зрелости);
· соблюдение школьных правил;
· активное участие в процессе обучения (например, спрашивать у учителя, если что-то непонятно, выполнять то, что посильно).
Родители отвечают:
· за эмоциональное сопровождение ребёнка;
· формирование у ребёнка базовых навыков саморегуляции;
· организацию для ребёнка режима сна и питания;
· поддержание контакта с педагогом;
· уважительное отношение к образовательной системе, которую они выбрали для своего ребёнка.
Чтобы выстроить продуктивное общение с родителями в установленных границах, Ярослава рекомендует учителям действовать так:
- Разъяснить свою роль и формат взаимодействия. Не стоит ожидать, что родители сами догадаются, как действовать правильно в отношениях со школой. Вам важно задать рамки взаимодействия, рассказав родителям, за что вы отвечаете, на что можете повлиять (а на что нет), с какими вопросами к вам можно обращаться. Говорить следует спокойно и уверенно, с опорой на факты и здравый смысл.
- Использовать принцип «Мы вместе против проблемы». Часто родители приходят на встречу с учителем уставшие и раздражённые после работы, готовые по любому поводу сорваться на ком-нибудь. В такой ситуации важно не уйти в позицию обороны и не нападать в ответ, а встать с собеседником на одну сторону: «Я вижу, вы устали. Хорошо вас понимаю, я тоже целый день работала, а сейчас мы сидим тут с вами уставшие. Представляю, как вам не хочется с этим разбираться, но нам важно вместе подумать, как помочь Пете соблюдать правила школы». Нужно дать собеседнику почувствовать себя вашим партнёром, понять, что вы не обвиняете его или его ребёнка, а ищете совместное решение общей проблемы.
- Подчёркивать границы зоны влияния. Если собеседник пытается перекинуть на вас задачи, которые не входят в вашу область ответственности, важно это остановить. Например, мама или папа говорит: «Вы должны заставить Петю учиться». На это можно ответить так: «Я понимаю, что вы беспокоитесь. Со своей стороны я могу создать в классе условия для учебной мотивации и поддерживать её, но повлиять на поведение Пети дома не в моих силах. А вы как родитель можете сделать для этого то-то и то-то».
https://skillbox.ru/media/education/
Материал подготовила Людмила Циновкина, специалист по менеджменту
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через