Что произойдёт, если Америка начнёт фальсифицировать свои экономические данные? Вот что произошло, когда это сделали другие страны

Что произойдёт, если Америка начнёт фальсифицировать свои экономические данные? Вот что произошло, когда это сделали другие страны
фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)

Лгать своим кредиторам — плохая идея, если ты — отдельный человек. Но ещё хуже, если ты — страна.

Именно этот призрак вызвали у критиков президента Дональда Трампа после того, как в этом месяце он уволил главу Бюро статистики труда США из-за разочаровывающих данных о занятости. Хотя нет никаких признаков того, что данные были сфальсифицированы (за исключением заявлений Белого дома) – или будут сфальсифицированы в будущем, – назначение Белым домом представителя политической партии на пост главы Правительственного агентства экономических данных вызвало беспокойство в мировых экономических и финансовых кругах.

У этого страха есть исторический прецедент. Такие страны, как Греция и Аргентина, в прошлом уже подвергались наказанию со стороны инвесторов за публикацию сфабрикованных данных.

«Президент Трамп только что сделал один очень негативный шаг на скользком склоне, — заявил CNN Алан Блиндер, бывший заместитель председателя Федеральной резервной системы. — Следующей проблемой станет манипулирование данными».

На карту поставлено здоровье экономики, от которой, прямо или косвенно, зависит практически каждый человек на Земле. Экономика США затрагивает всех: от американцев, живущих в роскошных небоскребах Манхэттена, до, в буквальном смысле, сборщиков мусора в трущобах развивающихся стран.

Но в то время как Греция проложила себе путь в Евросоюз с помощью обмана, а Аргентина по сей день остается втянутой в юридические тяжбы из-за собственных фиктивных цифр, здесь есть ключевые различия: экономика США является крупнейшей в мире, что поддерживается ее глобальным доминированием и годами силы.

Администрация Трампа утверждает, что увольнение Эрики Макэнтарфер не было связано с политикой, а было направлено на то, чтобы сделать данные BLS более точными и достоверными.

«Исторически нетипичные изменения в данных Бюро статистики труда (BLS) за последние несколько лет после пандемии COVID-19 поставили под сомнение их точность, надёжность и достоверность. Президент Трамп считает, что компании, домохозяйства и политики заслуживают точных данных для принятия решений, и он восстановит доверие Америки к Бюро статистики труда (BLS)», — заявила пресс-секретарь Белого дома Тейлор Роджерс в интервью CNN.

Тем не менее, экономисты предупреждают, что сейчас Соединенные Штаты находятся на своего рода перепутье, ожидая увидеть, что произойдет с рядами данных, которые экономисты называют золотым стандартом, даже если многие согласны с тем, что обновление и модернизация моделей могут существенно повысить точность данных.

«Ничто не заменит достоверные правительственные данные», — заявил Майкл Хейдт, ведущий суверенный аналитик рейтингового агентства Morningstar DBRS.

Греция и Аргентина

В 2004 году Греция призналась, что подделала данные о своем государственном дефиците и госдолге, чтобы получить право на вступление в еврозону в 2001 году.

Но фальсификация цифр на этом не закончилась. Экономист Андреас Георгиу, назначенный в Статистическое агентство Греции в 2010 году, принял смелое решение: он стремился публиковать данные о дефиците бюджета, соответствующие действительности. После многих лет недостоверных данных, которые сделали идею официальных греческих данных предметом всеобщей критики, его усилия стали просто поразительными. За этим последовали годы судебных разбирательств, и он был привлечен к ответственности за якобы завышение показателей дефицита бюджета страны. Даже сам ЕС осудил Грецию за предоставление ложных данных. 

Из-за мошенничества последствия мирового финансового кризиса 2008 и 2009 годов в Греции значительно усугубились. Кредиторы, опасаясь реального состояния государственных финансов Греции, отвернулись от неё, требуя всё более высоких процентных ставок по греческим облигациям. Меры жёсткой экономии, которых потребовали Всемирный банк и Международный валютный фонд для спасения Греции, вызвали гнев рядовых граждан.

Фотографии греков, бунтующих на улицах, сжигающих машины и выражающих свою ярость, подчеркивают опасность.

Столкновения протестующих с полицией по борьбе с беспорядками во время демонстрации в центре Афин 24 февраля 2010 года. 24 февраля в Греции жизнь остановилась после того, как профсоюзы провели однодневную всеобщую забастовку, и тысячи демонстрантов вышли на улицы, протестуя против мер жесткой экономии, направленных на сдерживание кризиса государственного долга. Школы, государственные учреждения и суды были закрыты, также наблюдались серьезные перебои в работе общественного транспорта, банков, больниц и государственных компаний.

Столкновения протестующих с полицией по борьбе с беспорядками во время демонстрации в центре Афин 24 февраля 2010 года

 24 февраля в Греции жизнь остановилась после того, как профсоюзы провели однодневную всеобщую забастовку, и тысячи демонстрантов вышли на улицы, протестуя против мер жесткой экономии, направленных на сдерживание кризиса государственного долга. Школы, государственные учреждения и суды были закрыты, также наблюдались серьезные перебои в работе общественного транспорта, банков, больниц и государственных компаний.

Арис Мессинис/AFP/Getty Images

В Аргентине обвинения в недостоверности данных об инфляции и экономическом росте десятилетиями преследовали третью по величине экономику Латинской Америки, отпугивая инвесторов, несмотря на богатые природные ресурсы. Тогдашний президент Нестор Киршнер понизил в должности ответственную за подготовку данных по инфляции, поскольку она (верно) сообщила о резком росте цен в 2007 году. В течение многих лет после этого все, от рядовых граждан до международных инвесторов, относились к официальным данным по инфляции с подозрением.

Это способствовало тому, что кредитный рейтинг страны на протяжении многих лет оставался на «мусорной» территории — один из факторов, который инвесторы обычно используют, чтобы взимать с страны более высокую плату за кредит. (В случае Аргентины предыдущие суверенные дефолты также были важным фактором. В конце концов, ненадежные данные по инфляции не возникли на пустом месте.)

Это важно для обычных людей, поскольку краткосрочный и долгосрочный долг, будь то федеральное правительство или небольшие города, может помочь финансировать всё: от новых школ и дорог до жизненно важных услуг. Когда кредиторы перекрывают поток денег или взимают высокую плату за доступ, это означает, что в конечном итоге расплачиваться приходится обычным людям.

Купюра в одну тысячу аргентинских песо в магазине в Буэнос-Айресе, Аргентина, в июле 2022 года.

Купюра в одну тысячу аргентинских песо в магазине в Буэнос-Айресе, Аргентина, в июле 2022 года

Кристина Силлес/Reuters

Однако Соединенные Штаты далеки от того, чтобы повторить хотя бы один из этих сценариев, заявил Роберт Шапиро, председатель экономической консалтинговой компании Sonecon и бывший заместитель министра торговли по экономическим вопросам при президенте Билле Клинтоне.

Шапиро отметил, что когда в Греции и Аргентине обнаружилась поддельность данных, экономики этих стран уже находились в ужасном состоянии. 

«Поэтому влияние того, что рынки больше не могли полагаться на данные, было немного меньше, поскольку рынки уже отходили от инвестиций и занятости».

Экономика США растёт, достигнув относительно высоких годовых темпов роста в 3% во втором квартале. А объём экономики США, превышающий 30 триллионов долларов, обладает мощью, которой нет ни у Греции, ни у Аргентины.

«Мы — крупнейшая экономика мира. Мы, безусловно, крупнейший финансовый центр мира», — сказал Шапиро.

Мировой стандарт

Трамп уволил доктора Эрику Макэнтарфер, комиссара Бюро статистики труда, вскоре после того, как отчёт о занятости от 1 августа показал резкое замедление роста числа рабочих мест в июле по сравнению с прогнозами, а также значительный пересмотр в сторону понижения данных за июнь и май. Трамп, не предъявив никаких доказательств, обвинил Макэнтарфер в манипулировании отчётами в «политических целях».  

Аналитики не согласились. «США — мировой лидер в предоставлении высококачественных данных, — заявил Хейдт. — Бюро статистики, в частности, — это институт мирового класса… США долгое время были своего рода золотым стандартом в области данных».

Уильям Бич, бывший комиссар Бюро статистики труда при Трампе, ранее заявил CNN, что у Макэнтарфер или других «нет возможности» подтасовать данные. «К тому времени, как комиссар увидит цифры, все они будут готовы, они будут занесены в компьютерную систему, — сказал он. — У комиссара вообще нет возможности непосредственного участия».

Штаб-квартира Министерства труда США в Вашингтоне, округ Колумбия, в понедельник, 11 августа. По мнению инвесторов в облигации, рынок ценных бумаг стоимостью 2 триллиона долларов, привязанных к данным по инфляции в США, может стать первой областью казначейских обязательств, которая рухнет, если Бюро трудовой статистики будет политизировано.

Штаб-квартира Министерства труда США в Вашингтоне, округ Колумбия, в понедельник, 11 августа

По мнению инвесторов в облигации, рынок ценных бумаг стоимостью два триллиона долларов, привязанных к данным по инфляции в США, может стать первой областью казначейских обязательств, которая рухнет, если Бюро трудовой статистики будет политизировано.

Эл Драго/Bloomberg/Getty Images

Однако существенные изменения в данных бюро вызывали недоумение не только в этом месяце, но и в прошлом. Например, предварительный годовой пересмотр данных в августе 2024 года показал, что за последний год в экономике США было создано на 818 000 рабочих мест меньше, чем сообщалось ранее.

По словам Кэтрин Руни Веры, главного рыночного стратега и главного экономиста финансовой компании StoneX, подобные существенные изменения могут указывать на более глубокие проблемы, например, на то, как Бюро статистики труда получает данные и выстраивает свои экономические модели. 

«Несколько экономистов и исследовательских групп, с которыми я лично сотрудничаю, указали на эти структурные проблемы с данными задолго до вмешательства Трампа или увольнения главы Бюро статистики труда», — сказала Руни Вера в интервью CNN.

Шапиро отметил ещё одну проблему: сокращение бюджета. Бюро статистики труда уже заявило, что сократит сбор некоторых данных из-за сокращения штата. Это в свою очередь означает, что получение окончательных данных для публикации может занять больше времени.

В случае с отчётами о занятости крупные компании обычно первыми предоставляют информацию. Более мелкие компании, как правило, отстают. «Поэтому мы получаем много ответов после даты публикации первоначальной оценки, — сказал он, — что приводит к её корректировке».

Тем не менее, в США есть и другие источники данных, как государственные, так и частные, которые позволяют составить более полную картину экономики. Шапиро указал на Бюро переписи населения и Бюро экономического анализа.

«Эти институты практически на 100% состоят из статистиков и экономистов, — сказал Шапиро. — В своей работе они совершенно аполитичны».  


https://edition.cnn.com/2025/08/18/business/countries-fake-economic-data