Насколько популярно кабельное и спутниковое телевидение в Казахстане и как меняются цены

Насколько популярно кабельное и спутниковое телевидение в Казахстане и как меняются цены
фото: Shutterstock/РБК

Услуги телерадиовещания в Казахстане заметно просели, но цены продолжают расти. К такому выводу пришли аналитики Finprom.kz, проведя соответствующее исследование, передает портал Качественный Казахстан.

Авторы исследования сообщают, что в первом квартале текущего года в сфере деятельности по созданию программ и телерадиовещанию было оказано услуг на сумму 17,4 млрд тенге — на 16,8% меньше в стоимостном выражении, чем годом     ранее. Индекс физического объёма составил 72,9%, что указывает на реальное снижение объёма услуг в секторе на 27,1%.

В частности, объём услуг в области радиовещания сократился в деньгах на 20%, до 1,1 млрд тенге, а в области деятельности            по созданию и трансляции телевизионных программ — на 16,6%, до 16,3 млрд тенге.

В региональном разрезе 60,8% всех услуг пришлось на столицу — 10,6 млрд тенге, что на 16,8% меньше, чем годом ранее.              На втором и третьем местах — Алматы (5,8 млрд тенге) и Атырауская область (175,5 млн тенге).

«Любопытно, что несмотря на сокращение объёма оказанных услуг в сфере создания программ и телерадиовещание, инвестиции в основной капитал в этом секторе по итогам января–мая текущего года значительно выросли — в 26,7 раза в стоимостном выражении, до 6,0 млрд тенге. Практически весь объём инвестиций пришёлся на один лишь Алматы — 99,5%. Остальные 0,5% распределились между восемью регионами», – отметили аналитики.  

Ими также отмечено, что телевидение пока остаётся весьма важной частью жизни населения Казахстана. По итогам 2024 года самым распространённым типом телевещания в стране стало кабельное телевидение — его используют 45,1% домохозяйств.         На втором месте — спутниковое телевидение с долей 29,6% семей, на третьем — эфирное, которым пользуются 25,7% семей.

«Кабельное и эфирное телевидение особенно популярны среди малообеспеченных домохозяйств (тех, в которых доход на душу населения оказался ниже прожиточного минимума): ими пользуются 39,3% и 35,2% таких семей соответственно,       в то время как среди населения с доходами выше прожиточного минимума спутниковое телевидение имеется у 29,4%, эфирное — у 25,5%. Кабельным телевидением обеспечены 31,3% семей с низкими доходами и 45,3% — с доходами выше прожиточного минимума. Что касается цен на услуги телевещания, в июне текущего года стоимость кабельного телевидения выросла на 2,2%, спутникового — на 2,8%. В ряде регионов страны был зафиксирован заметный рост цен, тогда как в других цены остались на уровне прошлого года», – поделились данными исследователи.  

Они дополнили, что по кабельному телевидению наибольшее удорожание отмечено в Западно-Казахстанской области — на 16,7%. Далее идут Восточно-Казахстанская (плюс 15,3%) и Жетысуская (плюс 15,1%) области, а также Алматы (плюс 4,9%). В остальных регионах цены не изменились, за исключением столицы, где, напротив, стоимость услуг кабельного телевидения снизилась на 7,4%.

По спутниковому телевидению рост цен зафиксирован в половине регионов. Наиболее заметное удорожание фиксируется в Жетысуской (на 27,3%), Западно-Казахстанской (на 21,1%), Кызылординской (на 12,9%) и Жамбылской (на 12,8%) областях. Наименьший рост цен — в Карагандинской области (на 2,2%). В остальных регионах цены остались на уровне прошлого года,           и ни в одном из них не было зафиксировано снижения стоимости в годовом выражении.

«Согласно данным аналитиков Statista, в 2025 году выручка рынка телевидения, радио и мультимедиа в Казахстане составит 292,36 млн долл. США. Прогнозируется, что в последующие годы выручка будет расти в среднем на 0,92% в год (CAGR 2025–2030). При этом, несмотря на предполагаемый рост объёма услуг, эксперты отмечают, что развитие цифровых потоковых платформ в Казахстане привело к снижению аудитории традиционного телевидения и радио.             В целом же наибольший доход в мире в данном секторе ожидается в Китае — в 2025 году он достигнет 46,6 млрд долл. США», – подытожили авторы исследования.