
фото: Getty Images/ВВС
Казахстанские школьники стали проводить больше времени в интернете и меньше — за уроками. Такой вывод можно сделать на основе результатов модульных обследований, проведённых специалистами Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК. Более подробно эту проблему изучили в своем исследовании аналитики Energyprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.
Авторы исследования сообщают, что если в 2018 году мальчишки в возрасте 10–14 лет скролили соцсети, читали медиа 1,5 часа в будний день, то спустя пять лет время на это занятие выросло до 1 часа 46 минут. У девочек ситуация аналогичная: ранее на медиа подростки тратили 1 час 18 минут, в прошлом году — уже 1 час 35 минут.
Вместе с тем школьники в этом возрасте стали на полчаса меньше тратить на самостоятельное обучение, выполнение домашних заданий. Теперь на «домашку» у мальчиков уходит 1 час 11 минут, у девочек — 1 час 8 минут. Это почти столько же, сколько подростки проводят на различных культурных, спортивных мероприятиях и во время игр.
«Сравнивая результаты модульных обследований за эти периоды, можно также отметить, что дети стали больше времени уделять общению и выполнению домашних дел. В будние дни мальчики стали помогать по дому в два раза больше времени — 46 минут против 23 в 2018 году. У девочек тайминг на уборку, готовку, стирку тоже вырос: с 49 минут до 1 часа 13 минут», – отметили исследователи.
Чтобы ответить на вопрос, актуальна ли для современных подростков проблема зависимости от цифрового контента, аналитики привели данные социальных исследований Казахстанского института общественного развития (КИОР).
В прошлом году эта тема затрагивалась в докладах института. В отчёте «Безопасность детей в цифровом пространстве» специалисты КИОР приводили информацию Европейского регионального бюро ВОЗ.
«Согласно источнику, почти половина (44%) подростков в Казахстане являются активными пользователями интернета, то есть ежедневно общаются онлайн. Ещё 31% контактируют с другими людьми через мессенджеры и соцсети «почти всё время в течение дня». 13% опрошенных в ходе исследований респондентов отметили, что переписываются нечасто — раз в неделю или реже. Наименьшая категория опрошенных (12%) по разным причинам вовсе не пользуется социальными медиа», – поделились данными аналитики.
Они дополнили, что чаще всего среди подростков популярен просмотр развлекательных роликов без полезной смысловой нагрузки в TikTok и Instagram.
Негативным вариантом потребления цифрового контента авторы доклада называют хостинги с играми, разные сервисы с челленджами и квестами.
Результаты исследования КИОР показали: как правило, дети старше шести лет в РК уже имеют собственные гаджеты, но в основном их использование связано с обучением. Подростки от 13 до 17 лет уже активно используют цифровую технику для выхода в интернет и просмотра социальных медиа.
Три из четырёх опрошенных в 2024 году взрослых (72,8%) отметили, что проблема зависимости ребёнка от гаджетов для них актуальна. Выборка опроса составила 3,0 тыс. человек. Лишь четверть участников не считают это серьёзной проблемой. К сожалению, в описательной части исследования КИОР нет подробного объяснения, почему такая проблема для части респондентов неактуальна. Либо их дети ещё малы и не имеют телефона, либо у них в принципе нет детей, или, возможно, взрослые держат ситуацию под контролем.
«К слову, именно такая — контролирующая — категория родителей малочисленна. Согласно результатам исследований КИОР, только около 15% респондентов пользуются программами родительского контроля телефонов, планшетов и компьютеров. Разница между городскими и сельскими жителями в этом плане незначительна: 15,4% против 14,8%. Ещё треть участников опросов знают о приложениях для контроля за цифровым контентом детей, но не пользуются ими. Удивительно, что 38,7% опрошенных в городах и 35,8% респондентов в сёлах даже никогда не слышали про родительский контроль над мобильными телефонами и планшетами детей», – отметили авторы исследования.
Также ими отмечен еще один любопытный факт: в разных регионах отношение родителей к вопросу контроля детских телефонов различное. Например, в Улытауской области 64,7% респондентов отметили, что пользуются приложениями для родительского контроля, а в Шымкенте доля таких опрошенных минимальна — всего 6,7%. Больше 87% шымкентцев, прошедших опрос, либо вообще не слышали про такие специальные программы, либо знают о них, но не пользуются. Похожая ситуация наблюдается в большинстве южных регионов — Туркестанском, Алматинском, Кызылординском.
Причины, по которым казахстанцы контролируют гаджеты своих детей, очевидны. Во-первых, мамы и папы хотят оградить ребёнка от вредного контента. Во-вторых, близкие отслеживают местоположение подростка с телефоном. Однако далеко не все согласны, что контролировать гаджеты детей в принципе необходимо.
«Анализ в разрезе пола показал, что 10,3% опрошенных мужчин и женщин едины во мнении: использование программ родительского контроля является вторжением в личное пространство детей», — говорится в докладе.
Между тем специалисты Международного союза электросвязи в рекомендациях для родителей и педагогов по защите ребёнка в онлайн-среде обращают внимание, что детям 5–7 лет нельзя разрешать самостоятельно проводить время в интернете, с телефоном.
Ребятам 8–10 лет лучше запретить использование чатов и соцсетей, установить родительский контроль и предупредить о важности неразглашения личных данных.
За детьми старше 11 лет нужен тотальный контроль. Дети в этом возрасте могут самостоятельно пользоваться гаджетами, но родителям рекомендуется проверять историю браузера, следить за перепиской и контролировать все устройства с доступом в Сеть.
С теми, кто старше, нужно договариваться «на берегу» о правилах, обсуждать темы неприемлемого контента и знакомств, следить за их финансовыми операциями и безопасностью личной информации.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через