
фото: freepik.com
Прием биологически активных добавок (БАД) в последние годы стал популярным, задав тренд на рынке здорового питания.
Согласно данным исследовательского агентства Precedence Research, в 2024 году объём мирового рынка БАДов вырос до $385,8 млрд. Значительный толчок развитию этого сегмента дала пандемия COVID-19, когда люди массово обратились к биодобавкам как к способу укрепить иммунитет. Так, в период с 2018 по 2020 гг. объем продаж БАДов в мире увеличился на 50%.
Казахстан не стал исключением в этой общемировой тенденции. Реализация витаминов и провитаминов в Казахстане выросла почти на 30% с 2019 (147,3 тонны) по 2021 годы (191 тонна), пишет socioexpert. Пик продаж пришелся на 2023 год, когда было реализовано 338,7 тонн этих продуктов, что на 130% превысило допандемийные показатели.
Согласно данным социологического исследования Института общественной политики, 62,7% казахстанцев принимают витамины, минералы и БАДы, причем 11,6% делают это на регулярной основе. Примечательно, что среди женщин потребителей БАДов оказалось существенно больше — 72,8%, в то время как среди мужчин только 50,4% прибегают к помощи биодобавок.
Процесс принятия решения о начале приема БАДов также заслуживает внимания. Исследования показывают, что 43,1% потребителей начинают принимать биодобавки по назначению врача, 19,8% — следуя рекомендациям знакомых и родственников, а 11,8% — на основе самостоятельного изучения информации. Любопытно, что городские жители (14%) демонстрируют почти вдвое большую склонность к самостоятельным решениям о приеме БАДов, чем сельские жители (7,9%).

Несмотря на растущую популярность биодобавок, необходимо понимать их принципиальные отличия от лекарств и связанные с этим риски:
- Отсутствие клинических исследований. В отличие от фармацевтических препаратов, БАДы не проходят многоэтапных клинических исследований, подтверждающих их лечебное действие. В этой связи необходимо отметить, что БАДы не имеют научной доказательной базы эффективности.
- Недостаточный контроль состава БАДов. Согласно данным Комитета санитарно-эпидемиологического контроля, 31% из 10 491 проверенных в 2024 году образцов не соответствовал требованиям безопасности, что привело к изъятию более 5,5 тонн продукции из торговых сетей.
- Нелегальная продажа БАДов в интернете. По данным того же Комитета, четверть добавок, продаваемых онлайн, не имеют государственной регистрации, а в каждой второй добавке превышена доза действующих элементов. Также были выявлены БАДы, содержащие в своем составе опасные вещества. В 2024 году с 1495 страниц в социальных сетях была удалена реклама незарегистрированных БАДов, включая 94 профильные страницы в Instagram.
Понимая серьезность ситуации, Министерство здравоохранения РК 28 марта 2025 года запустило пилотный проект по маркировке БАДов. Проект направлен на подтверждение подлинности продукции, борьбу с незаконным оборотом и стандартизацию процедур учета БАДов.
Международная практика демонстрирует различные подходы к маркировке БАДов:
- в США маркировка контролируется специальной Комиссией по этикеткам для диетических добавок, где обязательными компонентами являются идентификация продукта как БАД, информация о производителе, составе и контактные данные для сообщений о побочных эффектах;
- в Европейском Союзе этикетка БАДов должна содержать сведения о пищевой ценности, количестве витаминов/минералов, рекомендуемой дозировке и обязательное указание, что БАД не является лекарством;
- в Китае действуют строгие государственные стандарты на упаковку и маркировку, осуществляется обязательная регистрация упаковок и этикеток государственными органами.
Несмотря на удобство самолечения БАДами, их употребление следует начинать только после обязательной консультации с врачом, так как бесконтрольное применение БАДов может привести к серьезным проблемам со здоровьем!
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через