Топ-3 популярных сфер у молодых бизнесменов Казахстана

Топ-3 популярных сфер у молодых бизнесменов Казахстана
фото: freepik.com

Вместе с проектом нового Налогового кодекса в повестке дня активно обсуждается тема взаимоотношений государства и бизнеса. 

Спектр вопросов широкий: эффективность госпрограмм по поддержке предпринимательства, роль частного капитала в национальной экономике, особенности партнерства бизнеса и государства и т.д.

Для оценки бизнес-климата в стране аналитки socioexpert_01 обратились к показателям индивидуального предпринимательства.

Последние материалы Бюро национальной статистики свидетельствуют, что количество действующих ИП продолжает рост. Так,     с 2020 года их число увеличилось на 60,4 %.
Не менее важным трендом является и то, что из всех действующих ИП 40% зарегистрированы предпринимателями в возрасте до 35 лет. Это особенно важно в контексте начавшегося в стране «молодежного бугра». 

  • При этом:

    ✔️количество индивидуальных предпринимателей среди молодежи за пять лет увеличилось в 2,4 раза: с 293 590 (I квартал 2020 г.) до 698 920 (I квартал 2025 г.);

    ✔️резкий скачок молодёжного индивидуального предпринимательства произошел в 2022 г., когда рост составил 68%;

    ✔️три четверти молодых индивидуальных предпринимателей работают в городах, что показывает особенности развития города и села, подтверждая процесс урбанизации;

    ✔️только 4,7% молодых предпринимателей работают в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (среди предпринимателей в целом данный показатель лучше и составляет 14,2 %).

    Топ-3 популярных сфер в молодежном предпринимательстве:

    ▫️ торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов;
    ▪️ предоставление прочих видов услуг;
    ▫️ транспорт и складирование.

    Интересно и то, что среди молодых предпринимателей доля женщин составляет 55,4%. Причем в городах женщин-предпринимателей больше, чем мужчин (55,5% против 44,5%). В сельской местности соотношение также в пользу женщин (54,5% против 45,5%).

    Устойчивое развитие предпринимательства как в целом, так и в конкретных целевых группах обеспечивается во многом через программы государства (льготное кредитование молодежи под 2,5%, «Ауыл Аманаты» и др.) и институтов развития («Даму», «Аграрная кредитная корпорация» и т.д.).


Таким образом, в стране сформирована предпринимательская среда, в которую активно вовлекается молодежь и женщины.