Способны ли казахстанские производители удовлетворить спрос населения на туалетную бумагу

Способны ли казахстанские производители удовлетворить спрос населения на туалетную бумагу
фото: Daniel Acker / Bloomberg / РБК

За январь-февраль текущего года производство туалетной бумаги в Казахстане составило чуть более пяти тысяч тонн. Это на 2,4% меньше, чем за аналогичный период 2024-го. При этом годом ранее был отмечен рост производства сразу на 26%. Способны ли отечественные производители удовлетворить спрос населения на эту специфическую гигиеническую продукцию, разбирались аналитики Energyprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.

Авторы исследования сообщают, что в целом за 12 месяцев 2024-го объём производства туалетной бумаги достиг 31,9 тыс. тонн. Это на 12,4% больше, чем за предыдущий год.

«По итогам января 2025 года отечественные компании обеспечили спрос (реализацию на внутреннем рынке плюс экспорт) на туалетную бумагу на 47,6%, то есть значительно хуже, чем в январе прошлого года, когда показатель составлял 69,3%. Доля импорта, соответственно, выросла с 30,7% до 52,4%. Объём импорта туалетной бумаги достиг 2,3 тыс. тонн — почти в два раза больше, чем годом ранее», – отметили аналитики.  

Они также выяснили, что на экспорт при этом Казахстан отправил всего 11,7 тонны туалетной бумаги — сразу на треть меньше, чем в январе 2024 года. Реализация на внутреннем рынке выросла на 11,6%, до 4,3 тыс. тонн, причём большую часть обеспечили импортёры.

При этом цены на туалетную бумагу в РК растут не то чтобы резко, но постоянно — уже 11 месяцев подряд. Так, за февраль 2025 года туалетная бумага подорожала ещё на 0,5%. Месяцем ранее тоже наблюдался рост цен на 0,5% — так же, как и годом ранее.

Между тем, будь мы европейской страной, цены на туалетную бумагу могли бы вырасти ещё заметнее на фоне новостей Европейского союза: руководство Комиссии ЕС заявило о том, что граждане должны запастись достаточным количеством продовольствия и других предметов первой необходимости, чтобы поддерживать их в течение как минимум 72 часов в случае кризиса.

В частности, постоянно присутствующая угроза со стороны России побудила европейских лидеров подчеркнуть необходимость готовности к войне. Цены на туалетную бумагу из-за слухов и паники показывали рост ещё во время начала глобальной пандемии COVID-19, когда население запасалось этой продукцией впрок во время карантина. Туалетная бумага сильно дорожала и в 2022 году, сразу после начала специальной военной операции России на Украине.

Впрочем, по мнению аналитиков, такие заявления из Европы могут повлиять и на Казахстан, ведь ажиотаж вокруг туалетной бумаги во время кризисов — не новое явление. Пример «миграции» такого «кризисного спроса» уже есть: так, ещё в 1973 году неосторожное высказывание японского министра по телевидению вызвало ажиотаж и давку в очереди за туалетной бумагой в Японии, которые на фоне слухов и паники, а также разгоревшейся войны на Ближнем Востоке перекинулись в итоге через океан на США.

«В Казахстане пока не наблюдается по-настоящему серьёзного роста цен: за год туалетная бумага подорожала лишь на 4,8%, хотя, к примеру, годом ранее был отмечен рост цен на 10,2%. В региональном разрезе цены увеличились в 16 из 20 регионов РК. Самое заметное удорожание было отмечено в Восточно-Казахстанской области: на 17,2%. Следом идут Кызылординская область и Алматы: на 11,9% и на 8,8% соответственно. Снизились цены на туалетную бумагу в Жетысуской (на 1,8%), Северо-Казахстанской (на 1,7%) и Карагандинской (на 0,9%) областях, а также в Шымкенте (на 0,9%). Что ж, надеемся, очередная волна «кризисного спроса» на эту специфическую гигиеническую продукцию нас не затронет», – подытожили авторы исследования.