Антон Семёнович Макаренко: главные цитаты о детях, семье и школе

Антон Семёнович Макаренко: главные цитаты о детях, семье и школе
фото: stihi.ru

Антон Семёнович Макаренко (13 марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог, писатель. Один из основоположников советской педагогики.

Макаренко разработал теорию и методологию воспитания в самоуправляемых детских коллективах и ввёл в систему образования концепцию производительного труда. После революции 1917 года он основал хозрасчётные детские дома для беспризорных детей, в том числе малолетних преступников.

Макаренко написал несколько книг, среди которых самой значимой стала «Педагогическая поэма». По этой книге был снят советский фильм 1955 года.

В 1988 году ЮНЕСКО включила Макаренко в список четырёх педагогов, которые определили мировое педагогическое мышление XX века.

Приведем вашему вниманию его главные мысли о воспитании детей и семье. 

1. «Хотите развратить душу вашего ребёнка? Тогда ни в чём ему не отказывайте. И со временем вы поймете, что растите не человека, а кривое дерево».

2. «Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку... Человек без тормоза — это испорченная машина». 

3. «Вы должны знать, с кем он дружит, с кем и во что играет, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе».

4. «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьёзное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины... А если вы ещё научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком». 

5. «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

6. «Ребёнок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

7. «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания».

8. «Воспитание детей — это легкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идёт без напряжения, там оно удаётся».

9. «В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с ней. Она может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом».

10. «Между нами: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов нисколько не меньше, чем у вас. И, наоборот, прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни чёрного входа в педагогическую науку».