Жители сразу пяти регионов РК стали меньше тратиться на продукты. С чем это может быть связано?

Жители сразу пяти регионов РК стали меньше тратиться на продукты. С чем это может быть связано?
фото: © РИА Новости / Владимир Трефилов

Розничная торговля продовольственными товарами снизилась сразу в пяти регионах Казахстана. В возможных причинах сложившейся ситуации разбирались аналитики Telegram-канала «Черный лебедь, рак и щука», передает портал Качественный Казахстан.

Как сообщают авторы исследования, если розничная торговля продовольствием снижается, это тревожный сигнал для экономики. Это может говорить о кризисных явлениях, изменении потребительских привычек.

«В целом по стране за январь-февраль этого года продуктов в рознице приобретено на 79,9 млрд тенге. Это больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным Бюро нацстатистики (анализ января-февраля 2024 и января-февраля 2025), население стало меньше тратить на продукты в абсолютном выражении в пяти регионах», – отметили аналитики.

Далее они приводят регионы РК, ушедшие в минус:  

  1. Северо-Казахстанская: -1494,68 млн тенге;
  2. Туркестанская: -1315,89 млн тенге;
  3. Актюбинская: -1271,04 млн тенге;
  4. Мангистауская: -828,94 млн тенге;
  5. Алматинская: -153,46 млн тенге;

По мнению аналитиков, снижение розничной торговли продовольственными товарами может свидетельствовать о ряде экономических и социальных процессов.

Основные причины:

  • Падение покупательной способности населения

Если люди тратят меньше денег на еду, это может указывать на снижение реальных доходов, рост инфляции или другие экономические проблемы.

  • Изменение потребительских предпочтений

Люди могут переходить на более дешевые продукты или заменять часть покупок продуктами домашнего приготовления.

  • Демографические изменения

Снижение численности населения, миграция или старение общества могут приводить к падению спроса на определенные категории товаров.

  • Ужесточение регулирования

Рост налогов, акцизов или новые санитарные требования могут затруднять работу магазинов и приводить к снижению продаж.