Немецкий автопром на грани кризиса

Немецкий автопром на грани кризиса
фото: pixabay

Некогда ведущая отрасль немецкой экономики – автомобилестроение – переживает серьезный кризис. Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW, долгое время славившиеся надежностью, инновациями и высоким качеством, сталкиваются с падением производства и продаж, жесткой конкуренцией и сложными экономическими условиями.

Город Вольфсбург, центр производства Volkswagen, символизирует текущее состояние индустрии. Завод, способный выпускать 870 000 автомобилей в год, в 2023 году произвел лишь 490 000. Аналогичная ситуация наблюдается по всей Германии: выпуск автомобилей сократился с 5,65 млн в 2017 году до 4,1 млн в 2023 году. Продажи Volkswagen снизились с 10,7 млн в 2017 году до 9,2 млн в 2023 году, а прибыль всех трех крупнейших компаний за первые девять месяцев 2024 года упала на треть.

Главной причиной кризиса стал переход на электромобили, потребовавший колоссальных инвестиций. Однако спрос на электрокары растет медленнее ожидаемого, а конкуренция со стороны зарубежных производителей усиливается. Внезапная отмена субсидий в Германии в 2023 году привела к падению продаж электромобилей на 27%. Одновременно из-за роста цен на энергоносители и высоких зарплат немецкие автопроизводители столкнулись с увеличением производственных затрат. Средняя почасовая оплата труда в отрасли составляет €62, что значительно выше, чем в Испании (€29) или Португалии (€20).

Volkswagen принял решение о масштабной программе сокращения затрат, вызвавшей шок среди работников. Компания планирует снизить расходы, урезав зарплаты на 10% и постепенно сократив 35 000 рабочих мест. Mercedes-Benz и Ford также объявили о мерах жесткой экономии.

Ситуация осложняется и внешними факторами: санкциями, торговыми ограничениями и зависимостью от китайского рынка, который становится все более конкурентным. Без кардинальных реформ и адаптации к новым реалиям немецкая автомобильная промышленность рискует потерять лидирующие позиции в мире.

Источник: BBC