
фото: freepik.com
Конституционный Суд дал истолкование норме о порядке проведения мирных собраний
Конституционный Суд рассмотрел обращение гражданина о проверке на соответствие Конституции подпунктов 2) и 3) части первой пункта 1 статьи 11 и подпункта 10) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан».
В феврале 2023 года акиматом города Астаны было отказано субъекту обращения в организации в предложенных им месте и времени мирного собрания для выражения позиции по вопросу принятия Закона Республики Казахстан "О массмедиа". По итогам рассмотрения уведомления был получен отказ акимата со ссылкой на другое, ранее согласованное по месту и времени мероприятие.
По мнению субъекта обращения, указанные положения Закона позволяют местным исполнительным органам произвольно отказывать в проведении мирного собрания без предварительного направления его организатору альтернативного предложения об изменении его места и (или) времени проведения.
Действующая норма, как считает субъект обращения, не разрешает вопрос соразмерности отказа и степени возможной угрозы предлагаемого мирного собрания.
По итогам проверки подпунктов 2) и 3) части первой пункта 1 статьи 11 Закона Конституционный Суд пришел к выводу о соответствии Конституции положений о наделении местного исполнительного органа полномочиями:
- предложить организатору мирного собрания изменить место и (или) время проведения мирного собрания;
- отказать в его проведении соответствуют Конституции в случаях, прямо установленных самим законом.
Вместе с тем в отношении подпункта 10) пункта 1 статьи 14 Закона, предусматривающего отказ в проведении мирного собрания, если в предполагаемое время и месте запланировано проведение других мероприятий либо осуществляются строительно-монтажные работы, Конституционный Суд дал истолкование, соответствующее Конституции.
В частности, он напомнил, что любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности.
В этой связи Конституционный Суд отметил, что в Законе содержится императивное требование о том, что решение об отказе в проведении мирных собраний должно быть обоснованным и мотивированным и может быть обжаловано в соответствии с законом Республики Казахстан.
Поэтому в каждом конкретном случае решение об отказе в проведении мирного собрания должно основываться на тщательном анализе всех имеющихся обстоятельств и возможных рисков с учетом целей, актуальности, общественной значимости и масштабов мероприятий, а также иных объективных факторов.
Конституционный Суд указал, что предусмотренные Законом инструменты (прим.: предложения организатору мирного собрания изменить место и (или) время проведения собрания) реализуются в рамках согласительных процедур между организаторами мирных собраний и местными исполнительными органами.
Таким образом, Конституционный Суд постановил, что до принятия решения об отказе местным исполнительным органом внесение такого предложения организатору мирного собрания является обязательным.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через