Казахстанцы недовольны качеством дорог - исследование

Казахстанцы недовольны качеством дорог - исследование
фото: freepik.com

Общественный фонд «Әділдік және өркендеу» в ходе социального мониторинга изучил мнение людей и определил уровень удовлетворенности казахстанцев качеством дорог. Участники ответили на вопросы и оценили текущее состояние дорог и прилегающей инфраструктуры, а также дали свои предложения по повышению качества дорог.

Объёмы ремонта и строительства автодорог в 2024 году в Казахстане беспрецедентны:  12 тыс. км трасс и 2,5 тыс. км межобластных и межрайонных дорог. 

Однако, как выявил социальный мониторинг Общественного фонда «Әділдік және өркендеу», только 40 % жителей республики отмечают улучшение качества дорог в своем населенном пункте в течение последнего года. 

Более четверти ответивших на вопросы социального мониторинга считают, что за последний год ничего не изменилось, а 30 % указали, что ситуация с дорогами ухудшилась.

Согласно результатам, 68,5% участников соцмониторинга недовольны темпами строительства дорог в стране, более 70% считают неудовлетворительным качество ремонтных работ.  Показательно, что  половина высказавших свое мнение людей отмечают уже пришедшие в негодность дороги, отремонтированные в прошлом году.

Проблемы, связанные с дорожной инфраструктурой, включают широкий спектр факторов. Наиболее актуальными, по мнению казахстанцев, являются:

•  нехватка качественных магистралей (58%);

•  плохое состояние дорог внутри жилых районов (46%);

•  выбоины, ямы и отсутствие освещения на магистралях (39%);

• медленные темпы ремонта (39%);

• отсутствие водостоков и плохое освещение на дорогах  внутри районов (34% и 31% соответственно).

• недостаточная уборка  снега и отсутствие противогололедной обработки (29%);

При этом дороги в своем населенном пункте казахстанцы оценивают лучше, чем республиканские трассы: почти 60% считают их состояние хорошим и удовлетворительным. Однако сельские жители не удовлетворены местными дорогами больше, чем горожане.

Высокий уровень аварийности на дорогах подтверждает остроту проблемы. Более 60% участников социального мониторинга  сообщили, что либо они сами, либо их близкие попадали в ДТП и-за состояния дорог, а 11% отметили, что подобные случаи происходили с ними  неоднократно.

Главными причинами неудовлетворительного состояния дорог  участники назвали коррупцию и воровство (38,83%). На втором месте - недостаточная работа местных органов власти (17,31%), а на третьем — отсутствие должного контроля со стороны правительства (12,2%). Плохая работа дорожных служб замыкает этот список (11,53%).

В рамках социального  мониторинга участники высказали ожидания относительно мер, которые могут улучшить ситуацию. Наибольшее количество (60%) выступили за повышение качества ремонтных работ. Другими приоритетными мерами казахстанцы считают расширение дорог и увеличение количества полос (34%), ускорение темпов ремонта (33%) и использование современных технологий при строительстве (31%).

Также участники социального мониторинга высказали свои предложения по решению проблемы качества автодорог:

- повышение контроля качества строительства и ремонта дорог со стороны властей и общественности;

- повышение контроля за использованием выделенных на строительство денежных средств;

- повышение контроля за соблюдением технологий строительства и ремонта;

-  применение современных технологий.

Социальный мониторинг показал, что в обществе растет потребность в усилении общественного  контроля за процессом строительства и ремонта дорог. Вместе с тем существующий канал сбора информация по качеству дорог - бесплатный  контакт-центр «КазАвтоЖол» - практически  не известен  участникам соцмониторинга, такой ответ дали  почти 77% участников  (в сельской местности эта доля составляет  более 80%).

«Мы видим острый запрос со стороны общества на контроль за ходом работ, за подрядчиками, за качеством строительства и ремонта дорог. И это очень позитивный сигнал, - комментирует директор Общественного фонда «Әділдік және өркендеу» Дана Рысмухамедова. -  Казахстанцы  готовы сотрудничать с государством, с бизнесом для решения этого вопроса. У нашего Фонда есть уже отработанные инструменты общественного контроля и мы готовы консолидировать все усилия по улучшению качества автодорог в Казахстане. Активисты Фонда убеждены, что ключ к изменению ситуации — это сочетание прозрачного контроля, внедрения современных технологий и активного участия граждан в мониторинге дорожных работ».