фото: пресс-служба
8 ноября 2024 года в 16.00 в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева состоится групповая выставка художников города Шымкента «Цветной дождь».
На выставке представлено более 50 произведений известных казахстанских художников Насыра Рустемова, Араншы Шаржанова, Султана Иляева, Абдуахата Муратбая и Мухтара Бекенова.
Посредством постмодернистского направления они приблизили к своим произведениям и традиционное казахское декоративно-прикладное искусство. Для утверждения культурного этноменталитета в сюжетах некоторых работ представлены фрагменты мифологических образов, объединяющие национальные идеи, традиции и современные подходы.
Графика Н. Рустемова «Озаренные луной», «Близнецы», «Ночь», «Семья» и другие решены в контрастном черно-белом сочетании. Автор «играет» свето-теневыми рефлексами, подчеркивая детали силуэта, пытаясь как бы описать глубину внутреннего мира человека.
При создании некоторых произведений художник ищет гармоничное соотношение между традиционными и новыми формами авангардных течений. Небольшие мазки на черном фоне изогнутыми линиями образуют округлость лиц и сюжетные сцены.
Стоит отметить, что художник-скульптор создал памятники профессионально в больших городах страны, которые отличает глубокое содержание и которые влияют на формирование вкуса людей.
Игра красок А. Шаржанова в композициях «Осень», «У родника», «Подруги» и др. уникальна. В его творениях живут размеренные, лишенные суеты и забот персонажи, что отражается и на колорите произведений. Это сочетается с научно-этнографическим подходом, ностальгическим размышлением об образе жизни народа, когда-то свободного от современных веяний цивилизации.
В пейзажах кисти художника появились нежные нюансы, эпические панорамы, характерные для Южного Казахстана. Он тонко чувствует атмосферу гор, снежных заносов, утренней зари, рационально используя цветовые оттенки. Благодаря своей внутренней культуре художник может избежать часто встречающихся сегодня копий и соблазна «сувениров».
В произведениях С. Ильяева «Рождение дня» (2023), «Белая гора» (2023), «Волна» (2024), «Дом Предков» (2024) и др. элементы казахского декоративно-прикладного искусства, члены семьи, животный мир являются основными элементами. Он вводит время в пространство, которое является началом вечности, и заглядывает в духовный мир.
Автор концентрирует их значения и выдвигает новые идеи, совершенствуя символы, описывающие некоторые коды. Особенно волнует художника проблема «нравственных ценностей», выраженных в виде художественного синтеза.
Формы композиций, состоящих из символов и знаков, написаны декоративными звучными красками и чередуются с соответствующими пластическими формами. Таким образом мастер смог создать свой стиль, неповторимый авторский почерк.
В полотнах А. Муратбая «В старом селе», «Золотая лодка», «Айтыс», «Жертвоприношение» и др. казахские национальные образы были написаны в стиле комбинированной техники в сочетании с модернизмом. В искусстве живописца встречаются элементы национальной философии, скрытые в символах и деталях, декоративность, проявляющаяся пластичностью сложных декоративных форм. Поверхности холста имеют сходство с гобеленами ручной работы.
Автор находит бесконечное разнообразие стилистических решений, которые побуждают зрителя следовать игре своего воображения. Произведения придают выставочному пространству радостную атмосферу, которая привносит настроение народного праздника.
В произведениях М. Бекенова «Корабль», «Афросиаб», «Келте Машат», «Аристотель и Аль-Фараби» поднимались вопросы о древнетюркских поселениях, о забытых духовных культурах. Обращение к достижениям древних цивилизаций, личное внимание к национальным истокам определяют его художественный стиль.
Мастер кисти преобразует свои полотна от реалистичных до декоративных абстрактных форм, создавая новые композиции. В некоторых его работах рельефные светлые краски образованы в виде цифровых пятен. Здесь сочетаются интересные поэтические мысли и философское содержание, придающие современной живописи оттенок традиций.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через