Дети не наедаются: в Казахстане родители готовы взять контроль школьного питания в свои руки

Дети не наедаются: в Казахстане родители готовы взять контроль школьного питания в свои руки
фото: yakutia.info/ЯСИА

Родители готовы взять контроль школьного питания в свои руки: итоги социального мониторинга общественного фонда «Әділдік және өркендеу»

Только 53% родителей детей, обучающихся в государственных школах, полностью удовлетворены качеством школьного питания. А 20% учеников всех классов и треть старшеклассников   недовольны маленькими порциями.

Такие данные показал социальный мониторинг качества питания учеников государственных школ, проведённый общественным фондом «Әділдік және өркендеу».  С 14 октября по 14 ноября на вопросы социального мониторинга ответили почти 10 тысяч родителей школьников из всех регионов Казахстана.

Уровень удовлетворенности школьным питанием остается невысоким: 45% родителей считают качество питания в столовых государственных школ хорошим и очень хорошим, около 8% – отличным. При этом около 25% считают школьное питание лишь удовлетворительным, около 10% – плохим или очень плохим, еще 12% затрудняются ответить. 

Особенно остро проблема ощущается в городских школах: всего 37% родителей оценивают качество питания как хорошее, очень хорошее и отличное, в то время как в сельских школах этот показатель составляет около 60%. Доля родителей в городах, считающих питание плохим или очень плохим, составляет почти 17%, а в сельской местности таких родителей всего около 7%.

Среди основных причин невысокой оценки качества школьного питания:

• недостаточное разнообразное меню: проблему отметили 33% родителей;

• проблемы со свежестью продуктов: 27% родителей сообщают о нерегулярном обеспечении детей свежими продуктами;

• на маленькие размеры порций указали 22% родителей.

Уровень удовлетворенности школьным питанием падает по мере взросления учеников. Прежде всего это касается размера порций: если доля родителей учащихся 1-4 классов, недовольных маленьким размером порций, составляет около 17%, то среди родителей учащихся 5-11 классов она вырастает до 31%.

 Можно сделать вывод, что чем старше становятся дети, тем чаще они не наедаются в школе, то есть нормативы питания не учитывают возросших потребностей ребенка. Это в том числе влияет и на регулярность питания в школах. Если в начальной школе на ежедневной основе в школах питаются более 95% детей, то в средних и старших классах этот процент снижается до 63% и 59% соответственно.

«Социальный мониторинг показал, что каждый третий родитель (более 35%) готов лично участвовать в общественном контроле работы школьных столовых. Это, безусловно, большой ресурс для повышения качества питания в школах. 

Наш общественный фонд имеет большой опыт и продолжит проводить выездные проверки в школах, а также оказывать помощь в организации эффективного взаимодействия родителей, школьных администраций и ответственных органов власти по этому вопросу», – рассказала директор общественного фонда «Әділдік және өркендеу» Дана Рысмухамедова.

Социальный мониторинг подтвердил, что вопрос качества питания в детей в государственных школах страны остается актуальным и является важной составляющей формирования здоровой нации. Более 55 % родителей учеников считают, что питание в школах оказывает непосредственное влияние на здоровье детей. 

На основе результатов социального мониторинга, анализа мнений и предложений родителей фонд «Әділдік және өркендеу» разработает предложения по повышению качества школьного питания, а также совместно с Казахской академией питания составит рекомендации по улучшению школьного меню и направит их в Министерство просвещения.

Справочно

На вопросы социального мониторинга фонда «Әділдік және өркендеу» ответили 9962 родителей детей, обучающихся в государственных школах Казахстана. Среди них доля родителей учащихся 1-4 классов составила около 53%, родителей учащихся среднего звена – около 27%, родителей старшеклассников – около 5%. Около 15% от общего числа опрошенных – родители, имеющие нескольких детей, школьников младших и старших классов.  

У 85 % участников социального мониторинга дети едят в школьной столовой каждый день и получают горячее питание – обед или завтрак, или двухразовое питание.

Таким образом, состав участников социального мониторинга позволил получить достоверные и надежные данные об оценке качества организации питания в государственных школах Казахстана.