Трещины и сколы на ветровом стекле: как избавиться?

Трещины и сколы на ветровом стекле: как избавиться?
фото: freepik.com

В процессе эксплуатации машины достаточно часто появляются царапины, сколы и трещины на лобовом стекле.

Авто Mail рассказывает, можно ли ездить на машине с такими изъянами и как минимизировать вероятность таких повреждений.

Трещины и сколы на лобовом (оно же — ветровое) стекле, к сожалению, практически неизбежны, если машина активно эксплуатируется и в городе, и за его пределами. Чаще всего автомобиль получает такие «раны» от щебенки, летящей из-под колес встречного или попутного транспорта.

Не менее часто ЧП может произойти из-за перепада температур: например, когда летом авто буквально раскаляется на солнце, после чего вы включаете кондиционер и направляете поток воздуха прямо на стекло. Еще один типичный сценарий — когда вы въезжаете на мойку в лютый мороз, и на стекло подается теплая вода.

Реже «лобовуха» повреждается от падающих с крыш сосулек или ветвей деревьев. Наконец, ДТП и даже банальное дворовое хулиганство нельзя сбрасывать со счетов. Во всех случаях владелец оказывается перед дилеммой — отремонтировать лобовое, поменять его или не делать ровным счетом ничего.

Можно ли не ремонтировать скол или царапину на лобовом стекле

Люди, относящиеся к повреждениям на их автомобилях философски, нередко попросту игнорируют сколы и трещины на лобовом стекле, предлагая следующую аргументацию: мол, изъян не препятствует нормальному обзору. 

Однако случается, что в контровом свете утром и днем, а также в темное время суток из-за света фонарей сколы и трещины дают блики, отвлекающие от дороги. Кроме того, лобовое стекло — это конструктивный элемент, работающий на жесткость кузова, которая страдает, если речь идет о повреждении во всю длину или ширину остекления.

Наконец, в ПДД четко прописано, что автомобиль с повреждением ветрового стекла со стороны водителя эксплуатировать нельзя. 

Виды повреждений лобового стекла

Самые мелкие повреждения лобового стекла называют щербинами или микросколами. Такие изъяны даже не всегда видны на остеклении. Однако это не значит, что их нужно оставлять без внимания, ведь в перспективе они могут разрастись до более внушительных изъянов.

Сколы покрупнее бывают лучевидными (от места удара расходятся трещинки в форме звезды), круглыми (под местом удара может образовываться воздушный карман, а вокруг — ореол) и полукруглыми, похожими по форме на полумесяц с точкой от удара в центре.

Что касается трещин, они бывают внешними (на внешнем слое лобового стекла), внутренними (соответственно, на внутреннем слое), сквозными, лучевидными (когда в стороны от места повреждения расходится несколько лучей), и смешанного типа.

Упомянем также так называемые затиры — характерные потертости и разводы, появляющиеся из-за повреждения остекления изношенными щетками стеклоочистителя или другими предметами — например, губками при мойке и скребками при удалении наледи). Соответственно, ремонт таких следов эксплуатации в каждом случае будет иметь свои нюансы.

Какие сколы и трещины не подлежат ремонту

Еще какие-то пять-десять лет назад неремонтопригодными считались стекла с размером повреждений более пяти сантиметров. Однако бум ремонтных технологий обогатил отрасль новыми материалами и ноу-хау, позволяющими устранить даже самые глубокие и обширные сколы и трещины.

Другое дело, что в последнем случае такие операции будут не всегда оправданными в финансовом смысле ввиду высокой стоимости материалов и работ. С другой стороны, если речь идет о ремонте подогреваемого «лобовика» машины премиальной или люксовой марки, которое стоит несколько десятков тысяч рублей, то даже масштабный ремонт имеет смысл.

Как бы то ни было, считается, что реанимировать можно лишь стекло, у которого поврежден только внешний слой. Если затронут связующий полимер, или, того хуже, повреждение оказалось сквозным, лучше предпочесть ремонту замену стекла. Кроме того, специалисты не рекомендуют устранять застарелые трещины, равно как уже отремонтированные сколы.

Считается, что если такие изъяны «поползли», иначе говоря, начали увеличиваться в размерах, то восстановление не будет эффективным. Не рекомендуется также ремонтировать разветвленные трещины в форме многолучевых звезд. 

И, наконец, далеко не во всякой мастерской возьмутся за устранение изъянов на стыке ветрового стекла и передней стойки. Дело в том, что в этой области сложно, а иногда и попросту невозможно установить оборудование для ремонта.

Что делать, когда вы поймали скол на лобовом стекле

Главное правило, которого нужно придерживаться при повреждении лобового стекла, — это не медлить с ремонтом. Чем больше времени пройдет с момента повреждения остекления, тем больше грязи попадет в место скола, и тем менее эффективными будут ремонтные работы.

К тому же даже микроскол, если оставить его без внимания буквально на несколько дней, может превратиться в трещину, особенно если ездить по разбитым дорогам, заезжать на бордюры и поднимать машину на домкрате, провоцируя тем самым «кручение» конструкции. Проще говоря, повредили стекло - мчитесь в сервис.

Если оперативный ремонт по ряду причин не представляется возможным, эксперты рекомендуют предпринять меры по консервации повреждения. Как вариант, скол или трещину можно заклеить скотчем, или же нанести на место повреждения лак для ногтей или автопластилин — пластичный состав на основе обычного пластилина для лепки, продающийся в специализированных магазинах.

Как стекла ремонтируют на автосервисе

Современные ветровые стекла, как правило, состоят из трех слоев, и чаще всего сервисмены работают с внешним, наиболее часто повреждающимся слоем. Сначала поверхность очищают от грязи, пыли и замасленности, для чего используют вакуум, чистящие средства, после чего область ремонта просушивается профессиональным феном. 

На следующем этапе при помощи бура по краям точечного повреждения просверливаются отверстия, которые предотвращают дальнейшее увеличение. Эта простейшая процедура, так называемое высверливание, как правило, не дает повреждению разрастись.

Однако в большинстве случаев такими минимальными мерами ремонт не ограничивается. Специалисты затем заполняют повреждение полимерным материалом под давлением, а поверху наносят покрывающий полимер. На финальном этапе место обработки высушивается ультрафиолетовой лампой и полируется.

Что касается ремонта трещин и сколов со сложными формами, например, повреждений в форме паутинки, здесь мастера, как правило, обходятся без дрели, концентрируясь на заполнении односторонней или двусторонней трещины полимерами разной степени вязкости с последующей обработкой места ремонта ультрафиолетом. Ну а мелкие царапины убираются обычной полировкой.

Можно ли отремонтировать стекло самостоятельно

Если скол или трещинка небольшие, то при обладании определенными навыками дефект можно устранить своими руками. Для этого в магазинах автозапчастей нужно будет приобрести ремонтный набор, в который, как правило, входит шприц-дозатор с клеем, инжектор, сглаживающая полимерная пленка, а иногда также и удерживающее основание на присосках.

После обезжиривания места ремонта с помощью иголки из купленного набора нужно вычистить скол, чтобы удалить мелкие осколки стекла. Затем на стекло вокруг скола приклеивается ограничивающая прокладка. На следующем этапе в горловину инжектора выдавливается ремонтный полимер из тюбика. Остается только подвести к области ремонта нагнетатель и запрессовать клей в скол и в расходящиеся от него трещинки, если такие имеются.

После этого на место ремонта укладывается прозрачная пленка из набора. Теперь желательно оставить авто на солнце, где под воздействием проходящего через пленку света состав полимеризуется примерно за полчаса. Как вариант, место ремонта можно прогреть фонарем или феном в течение четверти часа. Далее пленка снимается и восстановленный участок полируется.

Как избежать появления трещин на лобовом стекле

Чтобы минимизировать шансы возникновения трещин на «лобовухе», следует прежде всего правильно прогревать машину на улице в зимние морозы. К примеру, такой провокации, как подача горячего воздуха на еще не оттаявшее стекло, последнее может не пережить. По той же причине во избежание резкого перепада температур не следует поливать обледенелое стекло теплой водой и тем более кипятком.

Что касается стекол, которые претерпели ремонт, равно как ветровых с неотремонтированными сколами или трещинами, на машинах с такими особенностями не стоит лишний раз заезжать на бордюр, преодолевать «пересеченку» и участки с разбитым асфальтом. Ведь любой перекос кузова создаст дополнительное давление на упомянутые изъяны, и шансы, что скол или трещина расползутся, увеличатся.

Наконец, как дополнительная мера безопасности рекомендовано так называемое бронирование лобового стекла. Речь идет о его оклейке специальными пленками. Такая прозрачная «броня» усилит защиту от сколов и царапин. При этом такие материалы от ведущих производителей имеют хорошую оптическую прозрачность без каких-либо искажений, равно как необходимые атермальные свойства и защиту от ультрафиолета.