Так говорил Чокан Валиханов

Так говорил Чокан Валиханов
фото: фото: biographs.org

В народе сохранилось немало цитат, изречений казахских ученых. Предлагаем вашему вниманию меткие слова исторической личности, великого ученого Шокана, составленные известным ученым А.Сейдимбеком.

Шокан Валиханов – великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник. 

Валиханов родился в ноябре 1835 г. в крепости Кушмурун в семье старшего султана Аман-Карагайского округа и скончался в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кошентоган, недалеко от подножья Алтын-Эмельского хребта. 

Свои детские годы он провел сначала в Кушмуруне, а потом в Сырымбете – усадьбе своей бабушки Айганым. Шокан окончил Омский кадетский корпус, затем он устроился на службу у генерал-губернатора Западной Сибири. 

За время своей службы он совершил экспедиции в Семипалатинск, Аягоз, Капал, Заилийский Алатау, Джунгарские ворота, Алаколь, Тарбагатай, Иссык-Куль, Восточный Туркестан, Кашгарию.  И написал обо всех своих путешествиях очень ценные исторические, географические, этнографические, фольклорные научные труды. 

В двадцать с лишним лет Шокан стал полноправным членом Российского Географического общества.  Он как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения за свою очень короткую жизнь. При этом Шокан сумел написать значительные труды. Его литературное и научное творчество составляет пять объемных томов.

* * *

Перед отъездом на учебу в Омск Шокан, недовольный некоторыми грубыми и властными действиями отца в решении внутригосударственных дел, устроил скандал, отказавшись ехать. 

Суровый Шынгыс, пытаясь обуздать своего сына, позвал своих помощников, чтобы завязали ему руки и сказал: «Если откажется выходить, возьмите его на руки, мы привяжем его к арбе!». 

Лишенный сил Шокан сказал отцу: «Не заставляйте связывать! Достаточно было потомков Абылая, которых связывали и гоняли!». Осекшись от справедливых слов своего маленького сына, Шынгыс приказал отпустить его.

* * * 

Во время учебы в Кадетском корпусе математика давалась Шокану очень плохо. Преподаватели, понимая ситуацию, снисходительно относились к ученику. 

Однажды классный инспектор Ждан-Пушкин зашел в класс, увидел учеников, которые решали на доске задачи и готовились к экзаменам. Только Шокан сидел в глубине класса в одиночестве и раздумывал о чем-то.  

На вопрос Ждан-Пушкина: «Валиханов! Почему вы не готовитесь?», никак не растерявшись, Шокан ответил: «Если бы я готовился как другие, это было бы равносильно насмешке над собой. Как можно усвоить за два-три часа то, что не было освоено за год учебы?!». 

Довольный правдивым ответом, инспектор забрал Шокана к себе в кабинет и вручил ему новый номер журнала «Современник», запрещенный ученикам кадета.  Судьба впоследствии свела его с русскими интеллигентами, выпускающими тот самый журнал «Современник».  

* * * 

Работая в подчинении генерал-губернатора Г.Х. Гасфордта, который был близким другом Дантеса, Шокан всяческий злил генерала разной «хвальбой». А за спиной он переиначивал эти «хвальбы», превращал в анекдоты и распространял в обществе.  

Однажды, объявляя об уходе со службы, Шокан, только что вышедший от генерала, сказал: «Генерал, сохраняя спокойствие, сказал: «Что еще ему остается делать, если я довел все дела до конца?».   

 * * * 

Один из ответственных сотрудников Министерства иностранных дел в Петербурге, знакомясь с Шоканом, задал ему каверзный вопрос: «Вы на самом деле живы? Это правда, что вы съездили в Кашгар? Или, спрятавшись где-то на окраине, собрали сведения у прохожих?». 

Тогда Шокан, не обижаясь и сохраняя спокойствие, ответил: «Вы правильно говорите. Перед вами стою не я, а мой призрак. А что касается путешествия в Кашгар, тело мое еще в Омске, а душа в Кашгаре. С их помощью я написал очерк об этой поездке!».

* * * 

На собрании Русского Географического общества читавшему несколько часов подряд доклад про Кашгарское путешествие Шокану было задано множество вопросов. Если многие были восхищены, то некоторые относились с сомнениями. 

Одна экстравагантная дама, далекая от науки, задала Шокану вопрос на французском языке: «Я слышала, что азиаты берут в жены по несколько жен. Сколько жен у вас?». Тогда Шокан ответил ей на французском языке: «Правда, что на востоке есть традиция многоженства. Пока у меня есть только одна жена. Это – наука».   

 * * * 

Во время майского парада Шокан случайно столкнулся с одним князем. Посмотрев с яростью на чужестранца, князь сказал: «Это почему же не чистят страну?!». Тогда Шокан ответил, не запинаясь: «А вы не читали, как Разин чистил народ?». 

Суть этого ответа в том, что незадолго до этого была издана книга историка Н.И. Костомарова о восстании Степана Разина «Бунт Стеньки Разина».       

* * * 

На собрании интеллигентов Омска астроном, путешественник, ученый Эдуард Струве, выступая перед публикой, оборвал фразу: «Местные казахи не любят казахов, переселившихся из России». Возмутившись этим словам, Шокан вскочил с места и сказал: «Напрасно сказано, что местные казахи не любят переселившихся казахов. Я казах, и с удовольствием поднимаю тост за своего казахского друга и говорю, что люблю его!». Затем обнял и поцеловал сидевшего рядом с ним Г.Н. Потанина.  

Источник: Е-history.kz