Сгорели заживо в автобусе: первые подробности гибели 20 школьников и троих учителей в Таиланде

Сгорели заживо в автобусе: первые подробности гибели 20 школьников и троих учителей в Таиланде
фото: Reuters

Таиланд в шоке: три дня назад 20 детей и трое учителей погибли в автобусе, охваченном пламенем. Это была одна из самых крупных дорожно-транспортных аварий в стране Юго-Восточной Азии, и следователи обнаружили ряд нарушений правил безопасности, которые, по их мнению, фактически превратили автомобиль в «бомбу на колесах».

На видео, снятом после того как водитель автобуса врезался в бетонное ограждение и остановился, видно, как из-под транспортного средства вырываются струи огня и за считаные минуты превращают его в ад, не оставляя пассажирам сзади никаких шансов на спасение.

Следователи обнаружили, что в автобусе, переоборудованном для работы на сжатом природном газе (СПГ), в задней части салона были законно установлены шесть газовых баллонов. Однако они также обнаружили еще пять, незаконно установленных под передней частью автобуса.

Расследование показало, что труба, идущая рядом с одним из пассажиров спереди, сломалась при ударе, выпустив газ, который и вызвал пожар. Застрявшие пассажиры, похоже, не смогли открыть и задний аварийный выход, хотя пока не ясно, почему.

Правительство отреагировало, распорядившись о проведении проверки всех более 13 000 общественных и частных автобусов, работающих на сжатом природном газе, а также приостановив все междугородние поездки школьных автобусов.

Однако перевод автобуса на сжатый природный газ был лишь одним из многих изменений, внесенных с момента его первой регистрации в 1970 году. Это был своего рода автобус-солянка, в котором несколько раз меняли кузов на новый, а от оригинала сохранились только части шасси. 

Когда-то это был двухэтажный автобус, но когда ввели новые правила, ограничивающие его высоту из-за склонности к опрокидыванию в случае аварии, его переделали в одноэтажный. Пассажиры сидели на верхней палубе, а нижняя использовалась для размещения всех газовых баллонов. Пользователи социальных сетей сравнили автобус с бомбой на колесах.

Это несмотря на постепенное введение Таиландом за последние 15 лет правил безопасности автобусов, установленных ЕЭК ООН, Европейской экономической комиссией ООН, органом, ответственным за установление международных стандартов во многих областях. Однако применение этих правил было медленным и фрагментарным.

«Проблема в том, что большинство производителей в Таиланде не могут достичь этого стандарта, - говорит Сумет Онгкиттикул, специалист по транспорту в Таиландском институте исследований развития. - Поэтому внедрение было отложено, чтобы дать им возможность наверстать упущенное. Кроме того, правила распространяются только на новые автобусы. Но большинство автобусов, работающих в Таиланде, старые».

Модернизация старых шасси автобусов с помощью нового кузова — это местная отрасль, где стандарты безопасности по большей части значительно отстают от стандартов многих других стран.

Считается, что не менее 80% автобусов, соединяющих города Таиланда, относятся к этой старой, адаптированной категории.

«Новый автобус от хорошего производителя стоит очень дорого, - объясняет Сумет Онгкиттикул. - Поэтому они используют старое шасси и местного производителя для изготовления нового кузова, и это учитывается только как старый автобус, на который новые правила не распространяются».

Например, регламент ЕЭК ООН UN R118, требующий, чтобы салоны автобусов изготавливались из негорючих материалов, был официально введен в Таиланде в 2022 году, но не распространяется на автобусы, выпущенные до этого, или автобусы, переделанные с использованием старых шасси.

Использование менее легковоспламеняющихся материалов могло бы помочь смягчить пожар в автобусе. И даже те весьма ограниченные правила, которые применялись к злополучному автобусу, по-видимому, были нарушены. 

По данным полиции, автобус был проверен в мае этого года, однако они полагают, что незаконная установка газовых баллонов была произведена уже после этого. 

Полиция сообщила, что через два дня после аварии они поймали владельца автобуса, пытавшегося снять неправильно установленные газовые баллоны с пяти других автобусов.

У компании была приостановлена ​​лицензия на эксплуатацию автобусов, а владельцу предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности, рассматриваются и другие уголовные обвинения.

Источник: BBC