«Школа здорового питания»: осознанный подход к еде

«Школа здорового питания»: осознанный подход к еде
фото: пресс-служба Nestlé

Обеспечение более здорового питания детей и подростков – это задача, требующая комплексного решения, начиная от совершенствования системы школьного питания до проведения просветительских мероприятий. Одной из таких программ, пропагандирующих культуру питания, является «Школа здорового питания», разработанная по инициативе компании Nestlé в Казахстане. 

Программа реализуется в общеобразовательных школах Астаны, Алматы и частично в школах других регионов Казахстана с 2013 года. За это время более 250 000 школьников 7-11 лет приняли участие в проекте и познакомились с обучающими курсами по различным темам: режим, рацион и гигиена питания, история кулинарии, традиции питания в разных странах, физическая активность, распорядок дня, ответственное потребление и многое другое.

Чтобы проанализировать эффективность проводимой работы,  экспертами Nestlé было проведено исследование среди учащихся вторых классов в школах Алматы и Астаны. В нем приняло участие 275 школьников, которых разделили на две группы: основная, в которую вошли дети, изучавшие программу в течение года, и контрольная – дети, не участвующие в специальном обучении.

«В Nestlé мы верим в способность продуктов улучшать качество жизни. Один из наших приоритетов – это побуждение людей к сбалансированному питанию, которое является важнейшим условием для сохранения здоровья и предупреждения многих заболеваний», – отметил Максим Щетин, генеральный директор ТОО «Нестле Фуд Казахстан». 

«В рамках программы «Школа здорового питания» мы стремимся донести до школьников, что правильное питание – это не просто требование взрослых, а реальная необходимость для успешного и здорового взросления. Нам очень ценно видеть результаты этой важной работы, которые проявляются в более осознанном отношении детей к своему питанию. Я уверен, что, продолжая развивать программу в школах Казахстана, мы вместе с нашими партнерами из Министерства просвещения, педагогами и родителями, сможем воспитать поколение, которое осознает важность сбалансированного питания и будет стремиться к здоровому образу жизни с ранних лет», – добавил он.

По итогам исследования выяснилось, что среди школьников преобладают верные представления о составе сбалансированного ежедневного рациона: больше половины детей контрольной группы и большинство детей из основной группы правильно выбирают продукты и блюда. Однако есть исключения: молоко и молочные продукты меньше половины детей – 42% в контрольной группе считают частью ежедневного рациона, тогда как колбасные изделия 58% детей, не проходивших программу по правильному питанию, считают едой, подходящей для ежедневного употребления. При этом уровень осведомленности о ежедневном рационе в основной группе значительно выше: эти учащиеся чаще указывают полезные для здоровья продукты и гораздо реже отмечают те, которые не следует употреблять часто.

Для проверки знаний о пищевой ценности продуктов детям предложили выбрать из списка еду, которую они порекомендовали бы другу для перекуса между основными приемами пищи. В этом случае участники программы показали более глубокое понимание правильного питания, чаще выбирая полезные перекусы. Так, например, яблоко в качестве перекуса выбрали 66% детей из группы, изучавшей основы правильного питания, и 38% - из группы, не проходившей курс, пирожное стало выбором 25% детей из основной группы и 42% детей из контрольной группы.  

Для проверки гипотезы о том, может ли участие в образовательном проекте повлиять не только на знания, но и на вкусовые предпочтения,  участникам предложили списки с четырьмя группами продуктов и попросили указать их «любимые». В каждой группе было до 10 наименований продуктов. Участники могли выбрать любое количество продуктов или отметить, что не любят какие-то из них. Результаты показали, что участие в программе действительно влияет на вкусовые предпочтения: школьники из основной группы имеют более разнообразные и широкие предпочтения в еде. Они реже отмечают продукты как «нелюбимые» и выбирают большее количество любимых продуктов в каждой группе.

Чтобы узнать, как обучение влияет на реальное поведение школьников, им предложили ответить на вопросы о питании и физической активности накануне опроса. Оказалось, что завтрак, обед и ужин были наиболее распространенными приемами пищи у обеих групп. Школьники из основной группы питаются в среднем 3,4 раза в день, тогда как из контрольной группы – 2,7 раз.

«Для системы образования Казахстана программа «Школа здорового питания»  стала важным образовательным инструментом, с помощью которого школы могут реализовать свою миссию воспитания культуры здоровья у детей. Многолетний опыт реализации программы позволяет оценить ее как значимый социальный ресурс,  который способствует  эффективному решению такой сложной комплексной задачи, как повышение уровня здоровья и благополучия страны», – прокомментировала Татьяна Ежова, руководитель отдела Научно-методического центра новых технологий в образовании Управления образования города Алматы.

Таким образом, дети, проходившие программу, чаще едят полезные продукты, такие как овощи, фрукты и молочные продукты, и реже отдают предпочтение сладостям и снекам. Кроме того, участие в программе увеличивает физическую активность: в основной группе почти вдвое больше детей делают зарядку, ходят пешком и посещают спортивные секции.

Источник: пресс-служба Nestlé