фото: freepik.com
Цифровизация оказывает значительное влияние на жизнь современного общества, особенно на детей, которые с раннего возраста взаимодействуют с цифровыми устройствами, такими как смартфоны, планшеты и компьютеры.
Внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни делает мир более доступным и удобным, однако может иметь негативные последствия для здоровья и психологического благополучия детей.
Согласно исследованиям, проведенным НЦОЗ в отношении здоровья и психического благополучия (Health behavior in school-aged children, HBSC) доля детей, проводящих много времени за играми на компьютерах и смартфонах, увеличилась более чем на 20% по сравнению с 2018 годом.
Подростки проводят два и более часа в день за общением в социальных сетях (56,5 %) и поиском информации в интернете (30,5 %).
Длительное использование цифровых устройств может привести к негативным последствиям для здоровья детей, таким как ожирение, проблемы со зрением, нарушения сна и ухудшение психического состояния, включая повышение уровня тревожности и депрессии.
По данным исследования HBSC, среди школьников 11–15 лет избыточная масса тела, включая ожирение, выявлена у каждого шестого подростка, а ожирение — у каждого двадцатого.
Рекомендации ВОЗ
Чтобы минимизировать риски, связанные с цифровизацией, родителям и педагогам следует устанавливать лимиты на время, проводимое детьми за экранами.
ВОЗ рекомендует родителям установить лимиты на время, которое дети проводят за экранами, не превышая двух часов в день. Важно внедрить семейные правила использования гаджетов, такие как запрет на их использование во время еды и перед сном.
Поощряйте детей участвовать в активных играх и мероприятиях на свежем воздухе, чтобы компенсировать время, проведенное за экранами. Проведение семейного времени на улице и занятия спортом вместе помогут поддерживать баланс.
Определите конкретные места и времена для использования гаджетов, разрешая их использование только в определенной комнате и в установленное время. Это поможет избежать случайного и чрезмерного использования устройств.
Обучите детей безопасному и продуктивному использованию технологий, развивая у них навыки самоконтроля и критического мышления при потреблении контента. Регулярно обсуждайте с ними их деятельность в интернете и помогайте находить здоровый баланс между виртуальным и реальным миром.
Используйте приложения и функции на устройствах для отслеживания и ограничения экранного времени. Современные гаджеты часто имеют встроенные функции контроля, которые могут помочь в управлении временем, проводимым за экранами.
Постоянно поддерживайте открытое общение с детьми о том, как они используют гаджеты, интересуйтесь их деятельностью и помогайте им справляться с возможными проблемами.
В организациях среднего образования рекомендованы регулярные физические активности и участие в развивающих мероприятиях.
Непрерывная длительность занятий, допустимых в предшкольных классах и школах непосредственно с видеотерминалом, персональным компьютером, планшетным персональным компьютером и ноутбуками в течение учебного часа регламентированы в санитарно-эпидемиологических требованиях к объектам образования, так:
- в предшкольных, дошкольных группах (классах) и первых классах - не более 15 минут;
- во 2-3 классах - не более 20 минут;
- в 4-5 классах - не более 25 минут;
- в 6-8 классах - не более 25 минут;
- в 9-11 (12) классах – не более 30 минут.
Необходимо интегрировать больше физической активности в учебный день, включая регулярные перерывы на упражнения и активные перемены, а также предоставить разнообразные активные занятия в рамках учебного процесса. Также необходимо развитие внеурочных программ и кружков, предлагающих детям активные и развивающие занятия, которые будут способствовать их вовлечению в здоровый досуг.
Охрана прав, здоровья и защита законных интересов детей – одно из основных направлений национальной политики Казахстана. В детском и подростковом возрасте формируются основы будущей здоровой и устойчивой жизни.
Необходимо, чтобы и взрослые, и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, то есть формировать социальную потребность жить и быть здоровым.
Родители и учителя играют ключевую роль в создании сбалансированного расписания и обеспечении доступа к разнообразным активным видам досуга, что поможет детям поддерживать здоровый образ жизни.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через