Что можно и нельзя рекламировать в Казахстане

Что можно и нельзя рекламировать в Казахстане
фото: freepik.com

Правила осуществления рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции, подлежащей государственной регистрации (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» и утверждены Приказом и.о. министра здравоохранения РК от 27 октября 2020 года за № ҚР ДСМ-160/2020.

При осуществлении рекламы Правила распространяются на следующие виды продукции:

  • пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
  • пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
  • лечебно-столовая и лечебно-природная минеральная вода;
  • пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
  • биологически активные добавки к пище (далее – БАД);
  • парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара;
  • парфюмерно-косметическая продукция для отбеливания (осветления) кожи;
  • косметика для татуажа, интимная косметика, детская косметика;
  • парфюмерно-косметическая продукция для индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов, пилинги;
  • парфюмерно-косметическая продукция для химического окрашивания, осветления и мелирования волос, предметы личной гигиены для взрослых;
  • парфюмерно-косметическая продукция для химической завивки и распрямления волос, для депиляции, а также произведенной с использованием наноматериалов;
  • фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15% (для жидких средств гигиены полости рта - 0,05% в пересчете на молярную массу фтора);
  • средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, включая перекись карбамида и перекись цинка, с концентрацией перекиси водорода (в качестве ингредиента или выделяемой) 0,1% - 6,0%;
  • дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии и репеллентных средств, относящихся к средствам индивидуальной защиты дерматологическим от воздействия биологических факторов (насекомых), используемым в условиях промышленного производства);
  • продукция (товары) бытовой химии, лакокрасочных материалов;
  • потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемых на их основе препаратов, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств и пестицидов), индивидуальных веществ (соединений) природного или искусственного происхождения, способных в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
  • материалы, оборудования, устройств и других технических средств водоподготовки, предназначенных для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  • изделия, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования и упаковки/ укупорочных средств);
  • соски молочные, соски-пустышки из латекса, резины или силиконовые;
  • изделия санитарно-гигиенические разового использования (многослойные изделия, содержащие влагопоглощающие материалы (подгузники, трусы и пеленки), а также гигиенических ватных палочек (для носа и ушей) и других аналогичных изделий для ухода за детьми);
  • посуда и столовые приборы (чашки, блюдце, поильники, тарелки, миски, ложки, вилки, ножи, бутылочки и другие аналогичные изделия детские для пищевых продуктов) из пластмассы, стекла, металла, посуда керамическая (фаянсовая, стеклокерамическая, гончарная и майоликовая), посуда одноразовая (из бумаги, картона и пластмассы) для детей до трех лет;
  • щетки зубные, щетки зубные с электрическим с питанием от химических источников тока, массажеры для десен и другие аналогичные изделия;
  • изделия одного слоя, бельевые (нательные и купальные) трикотажные и из текстильных материалов для детей до трех лет;
  • изделия чулочно-носочные трикотажные одного слоя для детей до трех лет;
  • головные уборы (летние) одного слоя для детей до трех лет;
  • иная продукция (товары), в отношении которой техническими регламентами и (или) Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями Евразийского экономического союза оценка соответствия установлена в форме регистрации (государственной регистрации).

Реклама продукции осуществляется в соответствии со следующими требованиями: 

  1. реклама на территории Республики Казахстан (за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств) распространяется на казахском языке, а по усмотрению рекламодателя также на русском и (или) других языках;
  2. текстовая реклама читается, печатается четким и разборчивым шрифтом, аудиореклама размещается с понятным и четким аудиосопровождением, видеореклама размещается с понятным и четким звуковым и видеосопровождением;
  3. является достоверной и распознаваемой;
  4. не вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний;
  5. содержит торговое наименование продукции и название производителя;
  6. содержит сведения о назначении продукции (товара), если это не следует из наименования продукции (товара);
  7. содержит сведения о категории лиц, для которых они предназначены, если таковые указаны производителем;
  8. содержит указание о необходимости ознакомления с основными показаниями, противопоказаниями к применению и побочными действиями (при их наличии);
  9. содержит информацию о наличии государственной регистрации в Республике Казахстан и (или) в государствах-членах Евразийского экономического союза;
  10. производство и (или) реализация рекламируемой продукции (товара) разрешено законодательством Республики Казахстан.

Реклама БАД также предусматривает: 

  • сведения об активных компонентах, входящих в состав, способ применения и дозы;
  • основные побочные действия (при наличии), основные противопоказания (при наличии);
  • особые указания в отношении детей, беременных женщин, а также в период кормления грудью (при наличии);
  • условия отпуска, наглядную и понятную рекомендацию к применению;
  • название, адрес производителя и лица, уполномоченного производителем на принятие претензий в Республике Казахстан;
  • предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством;
  • нераспространение и неразмещение в общественном транспорте, организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску, на промышленной продукции, рецептурных бланках.

Реклама дезинфекционного средства также предусматривает:

  1. рекомендации по применению дезинфекционного средства;
  2. меры предосторожности при работе с дезинфекционным средством.

На сегодняшний день профилактическим контролем и надзором без посещения субъекта/объекта (профконтроль) охвачено 535 наименований БАДов и 64 наименования изделий легкой промышленности. 

В 24 случаях субъектам бизнеса, допустивших нарушения требований Правил осуществления рекламы на территории РК, направлены рекомендации об устранении нарушений. 

В дальнейшем в соответствии с Правилами взаимодействия государственных органов по вопросам соблюдения в сетях телекоммуникаций требований законодательства РК, утвержденными в соответствии с пунктом 1-1 статьи 41-1 Закона РК «О связи», сведения передаются в вышестоящий орган как информация, запрещенная законами РК к распространению.

Подготовила руководитель отдела контроля за соблюдением требований технических регламентов УСЭК Ауэзовского района г. Алматы   Назира Смагулова