Чем важна сфера стандартизации и как она развивается в Алматы и области

Чем важна сфера стандартизации и как она развивается в Алматы и области
фото: yandex.ru/images/Парламентская газета РФ

Вектор качества любой продукции в первую очередь задают стандарты, которые являются универсальным инструментом его обеспечения. О том, как в Казахстане реализуется политика в области стандартизации и метрологии, рассказал на брифинге директор филиала РГП «КазСтандарт» по городу Алматы и Алматинской области Даурен Сарсенбаев, передает портал Качественный Казахстан со ссылкой на РСК.

Спикер отметил, что возглавляемый им филиал КазСтандарта охватывает Алматы, Алматинскую область, область Жетісу, а также весь южный регион страны.

«Деятельность нашего института направлена на повышение качества казахстанской продукции и услуг, качества и уровня жизни казахстанцев, роста доверия общества к системе национальной стандартизации и обеспечения единства измерений путем оказания услуг на высоком научно-техническом уровне», - сказал Даурен Сарсенбаев.

Спикер отметил, что в филиале по городу Алматы и Алматинской области на данный момент работает 18 специалистов, которые осуществляют выполнение большого объема работ, возложенных на филиал.

Имеется две аккредитованные по 10 видам измерений лаборатории – поверочная и калибровочная, которые осуществляют прослеживаемость измерений в Республике Казахстан путем передачи размеров единиц величин аккредитованным поверочным и калибровочным лабораториям, а также передачей единиц величин для высокоточных средств измерений.

Применение инструментов метрологии (поверка, калибровка, прослеживаемость для признания результатов измерений) влияет на сокращение финансовых расходов, связанных с выпуском бракованной продукции, что повышает качество продукции и снижает ее себестоимость.

«Все эти действия повышают конкурентоспособность отечественной продукции, расширяют торговые отношения, устраняют технические барьеры в торговле и способствуют выходу в свободный экспорт на мировой рынок», - пояснил спикер.

Он дополнил, что в соответствии с Законом РК «О стандартизации» ежегодно формируется национальный план по стандартизации. Национальный план стандартизации формируется национальным органом по стандартизации и утверждается уполномоченным органом ежегодно с учетом стратегических целей и направлений развития национальной системы стандартизации.

«В настоящее время на сайте КазСтандарта размещен проект национального плана на 2025 год, в него вошло 378 стандартов. Основные направления: промышленность, строительство, оказание услуг, цифровизация, стандарты для лиц с ограниченными возможностями и многое другое. Проекты стандартов в процессе их планирования разработки, обсуждения находятся в открытом доступе. Каждый гражданин может высказать свою точку зрения и изложить свою позицию, то есть все стандарты, принимаются на основе консенсуса. Для широкого круга отечественных производителей по разъяснению вопросов в сфере стандартизации и метрологии филиалом организуются посещения, круглые столы, обучающие курсы и семинары, оказываются услуги по актуализации нормативных документов», - рассказал Даурен Сарсенбаев.

Спикер дополнил, что только за первое полугодие текущего года сотрудниками филиала было посещено 38 предприятий региона, проведено пять круглых столов, организовано девять обучающих курсов и семинаров, проведена актуализации 3597 нормативных документов.

Им также отмечено, что создание эффективной системы мер социальной защиты лиц с инвалидностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

С целью улучшения доступности объектов инфраструктуры и отделений финансовых организаций по предоставлению услуг для лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения, а также услуги жестового языка для лиц с инвалидностью по слуху в феврале текущего года на площадке РПП Алматы был проведен круглый стол по внедрению национальных стандартов, разработанных РГП «КазСтандарт» в 2023 году и вступивших в силу с 1 июля 2024 года.

Эти стандарты устанавливают четкие требования от доступности объектов инфраструктуры и специальные условия обслуживания клиентов с ограниченными возможностями до требований к переводчикам, которые должны обладать лингвистической компетенцией, различными диалектами и стилями жестового языка.

«Стандартизация и метрология являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой, общественной и политической деятельности», – подчеркнул Даурен Сарсенбаев.