Человек стареет не постоянно, а с резким ускорением

Небольшое исследование показывает, что у людей в возрасте 40–60 лет происходят значительные физиологические изменения, которые могут быть связаны с возрастными заболеваниями. Новое исследование показало, что организм человека не стареет с постоянной скоростью на протяжении всей взрослой жизни — напротив, этот процесс резко ускоряется в возрасте от 44 до 60 лет.

Новое исследование, опубликованное 14 августа в журнале Nature Aging, включало измерение более 11 000 молекул в организме взрослого человека с течением времени и показало, что 81% из них претерпевают существенные изменения в этих двух возрастах.

Этот тип исследований старения фокусируется на отслеживании «биологического возраста», который относится к изменениям, происходящим в организме в течение жизни, влияющим на белки, метаболиты и активность генов. Эта концепция отличается от «хронологического возраста», который люди отмечают каждый год в день рождения.

Открытие того, что биологическое старение ускоряется в двух точках среднего возраста, может помочь исследователям понять, почему риск определенных заболеваний увеличивается скачками по мере увеличения хронологического возраста. Например, приблизительно 6,5% людей в возрасте от 40 до 59 лет страдают ишемической болезнью сердца, но распространенность резко возрастает до 19,8% у людей в возрасте от 60 до 79 лет.

Для исследования ученые из Стэнфордского университета набрали 108 участников разного этнического происхождения в возрасте от 25 до 75 лет. Каждые три-шесть месяцев в течение нескольких лет — в общей сложности до семи лет — ученые собирали образцы крови у участников, чтобы оценить, как различные факторы, такие как активность генов и уровень сахара в крови, менялись с течением времени.

Многие из факторов, которые изменились в возрасте 44 и 60 лет, были связаны со здоровьем сердца. Например, белок, связанный с атеросклерозом или образованием бляшек в артериях, увеличился в крови участников в возрасте 40 и 60 лет. Эти возрастные группы также показали снижение способности усваивать кофеин, который временно повышает артериальное давление, и алкоголь, который сначала снижает, а затем повышает артериальное давление.

Способность организма вырабатывать ненасыщенные жирные кислоты, снижающие уровень «плохого» холестерина, также ослабевает в этих двух возрастах.

Хотя многочисленные связи исследования со здоровьем сердечно-сосудистой системы были лишь корреляционными, они указывают на потенциальные причины, по которым заболевания сердца становятся более распространенными с возрастом.

Помимо проблем со здоровьем сердца, уровень сахара в крови достигал пика у участников в возрасте 40 и 60 лет, что указывает на возможную связь с возрастным диабетом второго типа.

Ученые пока не знают, почему химия тела существенно меняется в этом возрасте, и исследование не учитывало роль, которую могут играть факторы образа жизни, такие как диета или физические упражнения.

Хуан Карлос Верьян, который исследует старение в Национальном институте гериатрии в Мексике и не принимал участия в исследовании, рассказал, что

«60-летняя точка перегиба, я полагаю, может быть больше связана с воспалением».

Например, участники старше 60 лет накапливали антиоксидантные ферменты в своей крови. Эти ферменты нейтрализуют химические триггеры воспаления и предполагают, что воспаление может накапливаться в этой возрастной группе

Старение в возрасте 44 лет также совпадает с тем временем, когда некоторые женщины начинают проходить через пременопаузу. Однако «мы обнаружили одинаковые временные точки запуска для женщин и мужчин», что говорит о том, что гормональные изменения, специфичные для пола, не являются причиной старения, сказал соавтор исследования Сяотао Шэнь, вычислительный биолог, который сейчас работает в Технологическом университете Наньян в Сингапуре. Следовательно, «должна быть другая причина, вызывающая те же изменения у мужчин и женщин». Что это за общий фактор, остается загадкой.

Исследование было ограничено тем, что возраст участников варьировался от 25 до 75 лет, поэтому исследователи не могли оценить значительные сдвиги, которые происходят в другие ключевые моменты жизни, например, в период полового созревания или в очень пожилом возрасте. Небольшая выборка из 108 участников из Калифорнии была еще одним ограничением, поскольку группа вряд ли будет представлять всех людей в мире.

В целом «люди в Калифорнии имеют много лет здоровой жизни», сказал Верьян. Он предложил, чтобы исследователи также изучали старение в местах, где люди в среднем живут меньше.

Команда сосредоточилась на изменениях молекул в крови, но это не обязательно отражает все органы в теле. «Есть несколько статей, в которых упоминается, что старение связано с тканями, - сказал Верьян, - а не связано исключительно с факторами в крови. Например, в одной публикации было обнаружено, что у некоторых людей быстрее всего стареет сердце , тогда как у других — почки».

Команда Шена обнаружила ряд изменений, которые коррелируют со временем возникновения возрастных заболеваний, но им все еще нужно подтвердить причинно-следственную связь с этими факторами. Другими словами, действительно ли изменения, наблюдаемые в крови, вызывают заболевания или они скорее являются побочным продуктом процесса старения?

Источник: Nature Aging