Знаменитое судно "Эндьюранс", затонувшее в Антарктике, будет защищено еще большим периметром

Знаменитое судно "Эндьюранс", затонувшее в Антарктике, будет защищено еще большим периметром
фото: FMHT/National Geographic

Радиус защитного периметра в Антарктике вокруг «Эндьюранса», одного из крупнейших затонувших кораблей в мире, расширяется с 500 до 1500 метров. Расширенная зона еще больше ограничит деятельность вблизи судна, затонувшего в 1915 году во время злополучной антарктической экспедиции под руководством знаменитого полярного исследователя сэра Эрнеста Шеклтона.

Эта мера является частью недавно опубликованного плана Управления охраной природы (CMP). Уже сейчас никто не должен изымать или даже прикасаться к предметам в охраняемой зоне. Все должно быть оставлено на месте.

Корабль затерялся в пучине, когда он попал в ледяную ловушку и получил пробоину, застряв в толстом антарктическом морском льду. При этом Шеклтону удалось спасти всех своих людей, поэтому данная история сегодня является почти легендой. Обнаружение «Эндьюранса» на дне океана в марте 2022 года стало настоящей сенсацией. Его считали, пожалуй, самым труднонаходимым обломком судна на земном шаре.

Обновление периметра является признанием того, что обломки Endurance, включая вещи экипажа, могут быть разбросаны по большей площади океанского дна, чем считалось ранее. Корабль лежит на глубине 3000 м в море Уэдделла.

«Эндьюранс очень хорошо защищен там, где он находится сейчас, учитывая его удаленность, глубину и практически постоянный покров морского льда», - объяснила Камилла Никол, генеральный директор Фонда антарктического наследия Великобритании, который разработал CMP совместно с Historic England.

«Однако существуют значительные потенциальные риски, и необходимы международные усилия, чтобы гарантировать, что обломки не будут затронуты и смогут просуществовать еще долгое время», — сказала она BBC News.

Сегодня мало кто имеет возможность посетить Endurance, но вряд ли так будет всегда. А поскольку на планете становится теплее, а замерзшие льды на полярном юге продолжают отступать, возможности доступа к затонувшему кораблю будут увеличиваться.

Технологии глубоководного погружения, несомненно, станут более эффективными, что повышает тревожную перспективу мародерства или аварийных повреждений в результате неосторожных подводных операций. Рыболовство, вероятно, станет более распространенным явлением в море Уэдделла, а риск того, что выброшенные траулерами снасти запутаются в обломках, является дополнительной проблемой.

Источник: BBC