фото: пресс-служба
12 июля 2024 года в Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева открылась выставка «Душа традиций. Сокровища степей», которая представляет более 60 произведений традиционного и современного декоративно-прикладного искусства Казахстана из фондов музея.
Выставка дает уникальную возможность погрузиться в богатое культурное наследие нашей страны.
Экспозиция знакомит с творчеством казахских народных мастеров и профессиональных художников декоративно-прикладного искусства, принадлежащих разным поколениям. Она включает в себя редкие экспонаты из фондов музея, многие из которых выставляются впервые.
Среди них войлочные, тканые и вышитые ковры, гобелены, предметы конского убранства, работы мастеров по дереву, коже и металлу.
Тканый ковер является высшим достижением материальной культуры кочевых и полукочевых народов Востока. В его орнаменте сохранились отголоски древних мифов, магические и религиозные представления людей, накопленный веками огромный запас изобразительных впечатлений об окружающем мире.
Монументальны и живописны по колориту напольные войлочные ковры текеметы. Их изготавливали способом валяния. В другом виде войлочных ковров – сырмаках – применяли мозаику и инкрустацию, аппликацию цветным шнуром и тканью. В орнаменте войлочных изделий преобладают различные вариации роговидного орнамента – кошкар мюиз, символа богатства, благоденствия и возвышенности.
Важные атрибуты кочевой культуры – это предметы конного снаряжения. Предки казахов приручили дикую степную лошадь и освоили верховую езду в глубокой древности. Хороший конь и сбруя, украшенная серебром, позолотой, полудрагоценными камнями, у казахов были показателями чести, достоинства и социального статуса владельца.
Целый раздел в экспозиции посвящен настенным вышитым коврам тускиизам. В декоративном убранстве юрты они занимают почетное место төр и символизируют семейное счастье и благополучие. Им свойственны полихромность цвета, многообразие растительных мотивов, семантическое значение которых восходит к древнему культу плодородия.
В экспозиции наряду с тускиизами представлено авторское панно художника Зейнелхана Мухамеджана, мастерски сочетающего традиции народной вышивки и станковой композиции.
Одним из наиболее распространенных и приоритетных видов современного декоративно-прикладного искусства является гобелен. На выставке ему посвящен отдельный зал.
История гобелена в Казахстане началась в 1937 году, когда при артели «Ковровщица» была открыта мастерская гобелена, просуществовавшая 11 лет.
Следующий этап развития казахстанской школы гобелена относится к первой половине 1970-х годов и связан с творчеством художников, получивших специальное образование по текстилю. В этот период значительное влияние на развитие гобелена оказала живопись.
В гобелене решаются сложные пространственные и колористические задачи, создаются многофигурные, тематические, а позднее и абстрактные композиции.
Представленные экспонаты не только отражают высокий уровень мастерства казахских ремесленников, но и служат символом многовековых традиций, передаваемых из поколения в поколение. Это подчеркивает значимость сохранения и изучения народного искусства в контексте современной культуры.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через