Почему в Казахстане растет объем услуг СТО и в какую сумму в среднем обходится ремонт авто

Почему в Казахстане растет объем услуг СТО и в какую сумму в среднем обходится ремонт авто
фото: РИА Новости/Алексей Майшев / Известия

На сколько подорожали в Казахстане техобслуживание и ремонт автомобилей и почему растет объём услуг СТО, выяснили аналитики Energyprom.kz, проведя соответствующее исследование, передает портал Качественный Казахстан.  

Авторы исследования сообщают, что за последний год удорожание стоимости техобслуживания и ремонта авто превышало средний уровень роста цен на платные услуги.

Сильнее всего автомобилисты почувствовали наценку в июле прошлого года, когда стоимость ремонта и техосмотра выросла сразу на 16,7% в годовой динамике. Далее удорожание было более сдержанным и к июню 2024-го составило 12,1% в годовом выражении.

Аналогичная тенденция наблюдалась и с ростом цен на запчасти. Самые высокие показатели наблюдались летом 2023 года. Постепенно ситуация стабилизировалась. В начале этого лета наценка на запасные части для авто держалась в пределах 5,1%.

«По результатам исследования международной сети автосервисов Fit Service, средний чек за ремонт авто в первой половине 2023 года достиг 28,6 тыс. тенге, увеличившись за год на 13,7%», – поделились данными аналитики.  

Ими также отмечено, что в 2023-м впервые за последние несколько лет объём услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей в стоимостном выражении увеличился сразу на 38,6%, до 233,3 млрд тенге. В предыдущие годы пятилетки отрасль автосервиса тоже росла, но не такими темпами. Исключением был только «коронакризисный» 2020-й, когда в секторе наблюдался спад на 1,6%.

По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, почти половина (45,6%) всего объёма услуг по техобслуживанию и ремонту авто приходится на мегаполисы. СТО крупнейших городов страны в прошлом году выполнили работы на общую сумму в 106,3 млрд тенге.

Лидировал Алматы, где автомобилисты потратили на необходимые автоуслуги 62,5 млрд тенге. Среди всех регионов и мегаполисов в южной столице насчитывается больше всего автомобилей. На втором месте по объёму услуг в секторе оказалась Астана (35 млрд тенге), на третьем — Атырауская область (29,7 млрд тенге).

«Статистические данные по размерности СТО показывают, что в прошлом году на рынке автосервисных услуг Казахстана произошёл передел. Крупные компании потеряли часть своей доли рынка, которую тут же заняли малые предприятия. В цифрах ситуация выглядела так: в 2022 году на крупные предприятия приходилось 23,9% стоимостного объёма всех услуг по техобслуживанию, или 40,3 млрд тенге. В прошлом году финансовые показатели таких автосервисов снизились сразу на 36,2%, а доля уменьшилась до 11%», – отметили авторы исследования.  

Они дополнили, что основные потребности автолюбителей по ремонту и обслуживанию авто с прошлого года закрывают малые предприятия (включая ИП). Эта категория бизнеса в 2023 году увеличила свою долю на рынке с 69,5% до 82,4%.

«В целом это говорит о достаточно слабом развитии рынка автосервисных услуг, отсутствии каких-то единых стандартов качества и цен. И это уже не говоря о том, что в РК крайне популярен так называемый гаражный ремонт, который вообще никак не контролируется, оставаясь в «серой» зоне», – сделали вывод аналитики.  

Исследователи также отметили, что согласно статистическим отчётам, потери объёмов оказываемых услуг в прошлом году наблюдались в иностранных компаниях, которые заработали всего 34,3 млрд тенге — на 23,6% меньше показателя 2022-го. А вот частные казахстанские компании, напротив, нарастили обороты и долю.

По мнению аналитиков, резкий рост объёмов автосервисных услуг объясняют два фактора — инфляция и увеличение автопарка страны. Второе было довольно ощутимым. За январь–декабрь 2023 года количество зарегистрированных авто в РК выросло сразу на 19,7%. В основном это произошло за счёт наращивания парка легковых автомашин. Тенденция роста продолжилась и в текущем году. За первые четыре месяца 2024-го показатель общего количества автотранспортных средств вырос на 15,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

«Влияет на рост объёмов услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей и возрастная структура автопарка. Чем больше старых авто, тем больше работы у автослесарей и механиков. В Казахстане же старые автомобили составляют наибольшую долю от всего автопарка страны. В апреле текущего года каждый второй автомобиль из 5,4 млн машин был старше 20 лет. У 23,9% всех авто сроки эксплуатации составляли от 10 до 20 лет. Доля новых машин в возрасте до трех лет остаётся скромной: всего 6,1%», – подытожили авторы исследования.