Почему Казахстан, лидируя по размеру сельхозугодий, отстает по показателям животноводства

Почему Казахстан, лидируя по размеру сельхозугодий, отстает по показателям животноводства
фото: © Муса Салгереев/ ТАСС

По величине сельскохозяйственных угодий Казахстан занимает шестое место в мировом рейтинге. Однако несколько факторов не позволяют нашей стране быть в лидерах по показателям продуктивности сельского хозяйства и продовольственной безопасности. Что это за факторы и можно ли если не искоренить их полностью, то хотя бы нивелировать их последствия, разбирались в своем исследовании аналитики Energyprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.  

Как сообщают авторы исследования, к негативным факторам можно отнести невысокое качество используемых земель, уровень их деградации, опустынивание, низкую продуктивность сенокосов и т. д. Такие проблемы характерны для землепользования в животноводстве.

«Согласно данным космического мониторинга, проводимого АО «Национальная компания „Қазақстан Ғарыш Сапары“, в 2023 году 87,2% всех пастбищных земель Казахстана были в плохом и очень плохом состоянии, или вовсе не имели никакой растительности. Из 80,8 млн га площадь таких земель составляла 70,5 млн га. Доля пастбищ в удовлетворительном состоянии равна всего 10,2%, в хорошем — 2,1%, в отличном — 0,5%. Эти расчёты сделаны на основе данных экспериментальной статистики Бюро национальной статистики АСПиР РК (БНС)», – пояснили аналитики.  

По их мнению, дифференцированные данные по регионам дают понимание, что неудовлетворительная ситуация с качеством пастбищных земель характерна для большей части территории страны. Из 17 областей в прошлом году в 15 доля пастбищ без растительности, либо в плохом или очень плохом состоянии, была выше 80%, а в 10 — даже выше 90%.

Хуже всего ситуация была в Мангистауской области, где такие бедные пастбища составляют 99,4% всех сельхозземель этой категории. В пятёрке аутсайдеров с наихудшими показателями также Атырауская (98,1%), Улытауская (97,4%), Жамбылская (95,7%) и Туркестанская (93,6%) области.

Самыми богатыми на пастбища оказались Костанайская и Восточно-Казахстанская области. Здесь отрицательные показатели ниже, чем для остальных территорий — 57,4% и 72,2% соответственно.

Первый заместитель председателя партии «Ауыл», экс-советник министра сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков в интервью Eldala.kz отмечал, что во многих регионах казахстанцы не могут держать скот именно из-за бедности пастбищ. Деградация земель и низкая продуктивность сенокосов напрямую связаны с изменением климата. И в ближайшие годы ситуация может ухудшиться.

«По данным Всемирной метеорологической организации, процесс изменения климата на территории Казахстана будет усиливаться в ближайшие 20–30 лет. Ожидается, что сильные засухи в РК будут происходить чаще, способствуя деградации земель, опустыниванию. Уже сейчас около 70% земель Казахстана подвержены риску засухи, почти четверть населения страны проживает на деградированных землях. По прогнозам, к 2030 году в стране пропускная способность пастбищ снизится на 10%», — сообщил Толеутай Рахимбеков.

Авторы исследования отмечают, что в последний год проблему часто обсуждали в правительстве. В середине февраля был принят специальный закон, регулирующий вопросы использования пастбищ. Нормативно-правовой акт был направлен на решение проблем дефицита угодий для выпаса скота.

Впервые введено такое понятие как «общественные пастбища», которые будут использоваться жителями сёл, ужесточены условия для использования пастбищ. Если раньше животновод обязан был обеспечить нагрузку на пастбища минимум на 20%, то теперь этот показатель увеличен до 50%. Если у владельца КХ мало скота для взятых площадей пастбищных угодий, то неэффективно используемые земли могут изъять и передать тем, кому не хватает места для выпаса стада.

Кроме того, для решения проблем деградации земель в прошлом году в Казахстане был создан отдельный институт — РГП «ГИПРОЗЕМ». Специалисты этой службы занимаются не только оцифровкой данных по сельхозугодиям, но и вопросами повышения их плодородия. В прошлом году уже было оцифровано 77% занятых сельхозземель. Эту работу завершат только в следующем году.

«Согласно данным БНС, в зерноводстве состояние земель намного лучше, чем в животноводстве. По данным космического мониторинга, доля земель, засеянных пшеницей, ячменём, овсом и рисом, в удовлетворительном, хорошем и отличном состоянии превышает 72%. Самый высокий показатель в рисоводстве — 88,5%. Там, где выращивают пшеницу, удельный вес земель в приемлемом состоянии — 72,9%», – констатируют авторы исследования.  

Они дополнили, что состояние земель вкупе с другими экономическими факторами в итоге влияет на эффективность работы сельхозпредприятий. По данным информационно-аналитической системы «Талдау» БНС, рентабельность компаний в сельском хозяйстве в прошлом году значительно упала. Если в 2022 году показатель был максимальным за последние годы — 31,7%, то в прошлом году он снизился до лишь 8,7%.

Самый высокий уровень рентабельности в прошлом году отмечен в Улытауской, Абайской (28,1% в каждом из регионов) и Восточно-Казахстанской (23,1%) областях.

Для восточных регионов подобные финансово-экономические показатели — не самые лучшие: так, в 2022 году рентабельность фермерских компаний в ВКО составляла 65,6%, а в соседней Абайской области — и вовсе 83%.

Самым экономически невыгодным для занятия сельским хозяйством регионом является Мангистауская область — та самая территория, где практически все пастбища признаны бедными для животноводства. Показатель рентабельности фермерских организаций в этом западном регионе в прошлом году был равен минус 23,8%.