Искусственный интеллект превосходит человека при вождении, но порой допускает нелепые ошибки

Искусственный интеллект превосходит человека при вождении, но порой допускает нелепые ошибки
фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)

Искусственный интеллект является более безопасным водителем, нежели человек, и в целом гораздо реже попадает в аварии по своей вине. Но в некоторых специфических ситуациях ИИ допускает нелепые ошибки. Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованного в журнале Nature Communications.

Ученые из Университета Центральной Флориды (США) проанализировали большой массив статистических данных о ДТП в штате Калифорния за 2016 – 2022 годы. Выборка включала 2100 беспилотных автомобилей и более 35 тысяч машин под управлением человека.

Изучив известные обстоятельства аварий (дорожная ситуация, погода и т.п.), исследователи выяснили, что в большинстве сценариев беспилотные машины безопаснее управляемых людьми. Этому способствуют лучшие способности выявлять опасности, уклоняться от них, корректно управлять машиной и в целом более рационально принимать решения.

Однако не все так просто, к сожалению. Собранная статистика показала, что ИИ отлично справляется с рутинными ситуациями, например ездой в одной полосе со стабильной скоростью в нормальной дорожной обстановке. Но в более сложной обстановке у искусственного интеллекта могут случаться глупые ошибки.

Например, в условиях низкой освещенности ИИ попадал в аварии в пять раз чаще, чем водитель-человек. Также ИИ в два раза чаще человека попадает в аварии, когда совершает поворот.

По мнению авторов исследования, это связано с недостатком у ИИ "водительского опыта" и понимания опасностей езды при сложных сценариях.

"Для повышения безопасности беспилотных автомобилей при езде на рассвете и в сумерках или при совершении поворотов необходим целостный подход, включающий внедрение передовых датчиков, надежных алгоритмов и продуманный дизайн", — заявили исследователи.

Вместе с тем авторы добавляют, что результаты их работы основаны на ограниченном наборе данных, поскольку беспилотных автомобилей и статистики по ним все еще крайне мало.

Источник: Nature Communications