Никто не застрахован: авиакатастрофы со смертельным исходом лидеров стран

Никто не застрахован: авиакатастрофы со смертельным исходом лидеров стран
фото: bloknot.ru

Лидеры стран не застрахованы от чрезвычайных обстоятельств во время авиаперелетов. Список крушений, уносивших жизни первых лиц, довольно обширен, пишет АИФ.

Президент Ирана Ибрахим Раиси, погибший в результата крушения вертолета, пополнил обширный список президентов и премьер-министров, чья жизнь оборвалась в результате авиакатастроф. В нем к настоящему времени насчитывается свыше 25 имен. Мы напомним лишь о некоторых из них.

Мест крушения вертолета с президентом Ирана. Фото: rbc.ru

 

Отказ техники: президент Парагвая Хосе Феликс Эстигаррибия

7 сентября 1940 года французский самолет Potez 25 потерпел катастрофу близ города Альтос парагвайского департамента Кордильеры. В результате крушения погибли президент Парагвая Хосе Феликс Эстигаррибия и его супруга.

фото: ecured.cu

Эстигаррибия командовал войсками Парагвая во время Чакской войны 1932−1935 гг. против Боливии, которая закончилась победой парагвайцев. В 1939 году популярный военачальник был избран президентом страны, после чего распустил парламент и утвердил новую Конституцию, значительно расширившую права главы государства. 

Однако воспользоваться этими возможностями Эстигаррибия не успел. Его гибель стала первым случаем смерти действующего главы страны в результате авиакатастрофы.

Падение в море: глава правительства Польши Владислав Сикорский

4 июля 1943 года сразу после взлета из британского Гибралтара упал в воду самолет Liberator II, на борту которого находились 17 человек, включая главу правительства Польши в изгнании Владислава Сикорского.

Весной 1943 года Сикорский, опираясь на результаты гитлеровского расследования, обвинил СССР в расстреле польских офицеров в Катыни. И без того непростые советско-польские отношениях рухнули, а Сикорский стал добиваться от премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля давления на Москву, вплоть до разрыва союза.

Черчиллю это крайне не понравилось, ибо он не собирался в 1943 году жертвовать отношениями с СССР в угоду поляком. В разгар этого кризиса Сикорский и погиб.

фото: polityka.pl

В катастрофе выжил только пилот, что позволило польской стороне выдвинуть версию заговора. Однако несколько следственных групп, изучавших дело в разные годы, пришли к выводу, что причиной стали технические неполадки.

Акт саботажа: президент Пакистана Мухаммед Зия-уль-Хак

17 августа 1988 года после взлета с пакистанского аэродрома Бахавалпур разбился Lockheed C-130 Hercules ВВС Пакистана. Погибли все 30 человек, находившихся на борту, включая президента Пакистана Мухаммеда Зия-уль-Хака.

Зия-уль-Хак возглавлял Пакистан на протяжении десяти лет, и его режим в СССР именовали военной диктатурой. При нем Пакистан имел тесные союзнические отношения с США, а территория государства стала базой для подготовки афганских моджахедов, воевавших против частей Советской Армии и просоветского правительства в Кабуле. 

фото: carposting.ru

Пакистанский президент также жестко конфликтовал с Индией и подавлял внутреннюю оппозицию. Разумеется, катастрофу рассматривали как следствие заговора, предполагая, что он мог бы делом рук как пакистанских врагов президента, так и иностранных разведок. 

Пакистанское следствие назвало причиной крушения «акт саботажа». Однако кто и каким образом его совершил, так и осталось неизвестным.

Ракеты «земля-воздух»: президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямир

6 апреля 1994 года президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямир возвращались в Кигали с международной конференции в Танзании на одном самолёте.

При заходе на посадку лайнер Dassault Falcon был обстрелян ракетами «земля — воздух». Все, кто находился на борту, погибли.

фото: YouTube

Гибель президента Хабиариманы, в которой СМИ Руанды обвинили тутси, стала сигналом для радикалов хуту к началу массовых убийств. Жертвами геноцида стали около миллиона человек.

Выдвигались предположения, что атака на самолет была делом рук высокопоставленных военных. Однако фактически никто ответственности за уничтожение лайнера не понес.

Дождь, туман и гора: президент Македонии Борис Трайковский

26 февраля 2004 года на склоне горы на юго-востоке Герцеговины потерпел катастрофу самолет Beechcraft Super King Air 200 с двумя членами экипажа и семью пассажирами на борту. Все они погибли.

фото: emagazin.mk

Среди тех, кто разбился в горах, был президент Македонии Борис Трайковский, следовавший на экономическую конференцию. Причиной крушения стали сложные метеоусловия — густой туман и проливной дождь. 

Работа спасателей была осложнена тем, что данный район оставался заминированным после активной фазы вооруженного конфликта в Боснии.

Посадка насмерть: президент Польши Лех Качиньский

10 апреля 2010 года самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского потерпел катастрофу при заходе на посадку на аэродроме Смоленска. 

Погибли все 96 человек, находившихся на борту, включая президента, его жену, начальника Генштаба Польши и ряд высокопоставленных офицеров, 18 депутатов парламента и прочих представителей польской элиты.

Все они летели на памятные мероприятия в Катыни.

Расследование показало, что экипаж самолета не смог выполнить посадку в сложных метеоусловиях, врезался в деревья, после чего лайнер рухнул на землю. Действия пилотов объяснялись давлением высокопоставленных лиц, находившихся на борту.

Версия о намеренном уничтожении самолета не нашла подтверждения, несмотря на неоднократные попытки польской стороны ее выдвигать.