фото: ТАСС/Антон Новодережкин
Продолжая раскрывать тему международной торговли через показатели мировых рейтингов, аналитики Казахстанского института экономических исследований (ERI), решили рассмотреть экспорт культурных и креативных услуг. Как оказалось, наша страна по этому показателю занимает далеко не первые места, передает портал Качественный Казахстан.
Авторы исследования пояснили, что согласно EBOPS 2010, к креативным услугам относятся информационные услуги; реклама, маркетинговые исследования и опросы общественного мнения; аудиовизуальные и связанные с ними услуги; а также услуги в области культурного наследия и развлечений.
Основными источниками являются базы данных по торговле коммерческими услугами ВТО и Конференции ООН по торговле и развитию.
Показатель «Экспорт культурных и креативных услуг» также рассматривается в Глобальном индексе инноваций (ГИИ) и рассчитывается как доля экспорта культурных и креативных услуг от общего объема торговли. Так, ГИИ определяет культурные и креативные услуги, применяя систему EBOPS 2010, которая классифицирует разнообразные услуги в контексте международной торговли.
«В рейтинге 2023 года Казахстан занял 90 место (среди 132 стран), при этом значение страны сохранилось – 0,1% от общего объема торговли. Ежегодно по данному показателю используются данные с опозданием на два года. Так, в рейтинге 2023 года приводятся сведения за 2021 год. Доля экспорта культурных и креативных услуг в Казахстане остается без изменений на протяжении последних пяти лет», – поделились данными аналитики.
Они дополнили, что снижение позиции Казахстана на один пункт в рейтинге 2023 года объясняется улучшением ситуации в отдельных странах. К примеру, Ямайка, которая в рейтинге 2022 года занимала 90-е место (после Казахстана) со значением 0,09%, поднялась до 77-го места, увеличив долю экспорта культурных и креативных услуг до 0,14%.
Тройку лидеров по-прежнему возглавляют Мальта (14,3%), Люксембург (5,6%) и Сингапур (4,9%).
«В отчете Creative Economy Outlook 2022 отмечается, что объем экспорта креативных услуг значительно превышает экспорт креативных товаров. Данное явление объясняется процессом перехода на цифровизацию. Так, многие товары, которые ранее являлись материальными, теперь предлагаются в виде онлайн-сервисов и магазинов, что в свою очередь меняет их статус с товаров на услуги в экономическом и торговом смысле», – пояснили авторы исследования.
Ими также отмечено, что по оценкам ЮНКТАД за последние 20 лет, темпы роста экспорта товаров и услуг креативной экономики часто опережали показатели экспорта других отраслей.
«К основным тенденциям можно отнести увеличение доли результатов творческой деятельности в добавленной стоимости товаров и услуг и масштабное внедрение цифровых технологий. Креативные индустрии создают значительное число рабочих мест, прежде всего для молодежи, и в крупнейших экономиках мира считаются одним из драйверов развития. В Японии в этом секторе трудится 10-14% работающего населения, в Великобритании – около 10%, в Австралии – 8%, в Германии – 7%, во Франции и Республике Корея – по 4%. По оценке ряда экспертов, к 2030 году доля креативной экономики в мировом ВВП может достичь 10%», – подытожили аналитики.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через