Сколько денег вернут вкладчику при лишении банка лицензии

Сколько денег вернут вкладчику при лишении банка лицензии
фото: Сергей Коньков / ТАСС / РБК

Как происходит выплата возмещения при лишении банка лицензии и на какую сумму возврата может рассчитывать вкладчик, рассказали в пресс-службе Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД), передает портал Качественный Казахстан.

В Фонде отметили, что зачастую, размещая свои сбережения в банке, вкладчик задается такими вопросами, как: «А вдруг что-то случится, и банк лишат лицензии?», «Если он обанкротится, кто и как мне вернет мои деньги?».

«Вопросов возникает немало. Поэтому важно помнить, что на сегодняшний день в Казахстане работает система защиты депозитов, которая обеспечивает возврат накоплений при наступлении страхового случая в банке (лишения лицензии). Этот процесс регулирует КФГД. Фонд гарантирует средства, размещенные во всех казахстанских банках, которые привлекают депозиты физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением исламских», – отметили в КФГД.    

Если регулятор отзовет лицензию у банка, то КФГД возвращает вкладчикам деньги, которые были размещены на вкладах, счетах, платежных карточках в пределах максимальной суммы гарантийного возмещения:

  • по сберегательным депозитам в тенге – 20 млн тенге;
  • по карточкам, счетам и другим депозитам в тенге – 10 млн тенге;
  • по карточкам, счетам и депозитам в инвалюте – 5,0 млн тенге.

«В случае, когда в одном банке размещено несколько депозитов, различных по видам и валюте, при страховом случае гарантируется совокупный остаток суммы по всем депозитам с учетом лимитов по каждому виду вклада. Выплата гарантии в таком случае не превышает предельную сумму возмещения – 20 млн тенге. Установленные максимальные гарантийные суммы способствуют обеспечению защиты в полном размере - 99,8% счетов физических лиц в банках-участниках системы гарантирования депозитов», – дополнили сотрудники Фонда.  

Итак, как будет осуществляться выплата гарантийного возмещения, если банк лишат лицензии:

  • прием заявлений на выплату возмещения начинается не позднее 35 рабочих дней. КФГД в течение 30 рабочих дней с даты лишения банка лицензии в обязательном порядке через республиканские печатные издания, свой официальный сайт и СМИ информирует население о дате начала выплат с указанием банков-агентов, осуществляющих выплату возмещения, а также о периоде и местах выплаты;
  • заявления на выплату принимаются в течение одного года. Если вкладчики не обратились за возмещением, то невостребованные ими суммы будут переведены на их индивидуальные счета в ЕНПФ. Здесь стоит подчеркнуть, что несмотря на это, вкладчики имеют право подать заявление на выплату, если установленный срок выплат был пропущен по уважительной причине.

На сегодняшний день КФГД гарантированы:

  • сберегательные, срочные и несрочные депозиты (согласно классификации КФГД);
  • депозиты до востребования;
  • условные депозиты;
  • вклады в системе жилстройсбережений;
  • образовательные вклады с премией государства AQYL;
  • деньги на текущих счетах и платежных карточках;
  • начисленное вознаграждение по депозитам.

В свою очередь защите не подлежат:

  • металлические счета физических лиц;
  • деньги и ценности, размещенные в банковских ячейках;
  • депозитные сертификаты;
  • депозиты юридических лиц;
  • депозиты, размещенные в исламских банках, в том числе в филиалах иностранных исламских банков, открытых на территории Казахстана.

Следует подчеркнуть, что для защиты в банках своих сбережений заключать отдельный договор не нужно. Денежные средства попадают под защиту КФГД автоматически с момента открытия счета (вклада).

«Хотелось бы еще отметить, что со второго полугодия 2023 года казахстанцы могут видеть ключевые условия своего счета (вклада) до заключения банковского договора. Среди них максимальная сумма гарантийного возмещения по конкретному банковскому продукту, его вид, валюта и условия изъятия средств. Такая информация отображается банками в отдельном документе, подписываемом клиентом при заключении договора банковского счета (вклада) вне зависимости от способа обращения клиента (онлайн – через мобильное приложение/сайт банка, письменно – в его отделениях). Инициированные нами нововведения направлены на достижение осознанного подхода клиентов к выбору депозита и пониманию условий его гарантирования, что позволит им заранее оценить свои риски и принять правильные решения», – отметил председатель КФГД Адиль Утембаев.

В пресс-службе Фонда также напомнили, что с августа 2024 года для удобства вкладчиков при подписании договора банки будут обязаны уведомлять клиентов о ключевых условиях банковского счета или вклада в табличной и удобной к восприятию форме.

Более подробная информация о гарантии по депозитам, способах подачи заявления и необходимых документах размещена на сайте Фонда.