Туризм в Казахстане: какие нужны меры по улучшению качества и стандартизации

Туризм в Казахстане: какие нужны меры по улучшению качества и стандартизации
фото: сайт акимата Алматы

Туризм занимает значимое место в экономике, способствуя увеличению ВВП и созданию рабочих мест, а также стимулируя развитие инфраструктурных объектов, таких как транспорт, гостиницы и рестораны, что в свою очередь поддерживает местный бизнес. 

За последние годы Казахстан наблюдает стабильный рост въездного туризма, что увеличивает спрос на размещение, в основном предоставляемое гостиничным сектором. Однако остаются вопросы касательно учета туристического потока в официальной статистике, пишут аналитики halykfinance.kz

Несмотря на увеличение числа гостиниц, доля объектов с официальной классификацией (звездностью), как и их количество, постепенно сокращается. Отсутствие требований к стандартизации качества услуг замедляет дальнейшее развитие гостиничного бизнеса, снижая доверие туристов и ограничивая конкурентоспособность сектора. Для обеспечения устойчивого роста данной отрасли необходимо внедрять меры по совершенствованию методов учета туристических потоков, унификации стандартов качества, развитию инфраструктуры и повышению профессионального уровня кадров. 

Согласно методологии Бюро национальной статистики (БНС), определяются два вида туризма: 1) внутренний туризм, включающий туризм в пределах рассматриваемой страны постоянно проживающего в ней туриста в рамках либо внутренней туристской поездки, либо выездной туристской поездки и 2) международный туризм (въездной туризм), включающий туризм не проживающего в рассматриваемой стране туриста в пределах данной страны во время въездной туристской поездки и выездной туризм, включающий туризм постоянно проживающего в рассматриваемой стране туриста за пределами данной страны в рамках либо выездной туристской поездки, либо внутренней туристской поездки. БНС также отмечает, что туризм охватывает путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года с любой целью, но не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания. Таким образом, в понятие «турист» входят временные посетители страны с любой целью путешествия, кроме осуществления деятельности, связанной с оплатой их труда. Управление ООН по туризму (UN Tourism) также определяют туриста как посетителя, который едет за пределы своего обычного окружения менее чем на 12 месяцев по любой причине, и при этом не работает там за оплату от резидента этой страны. 

За последние три года наблюдается положительная динамика въездного туристического потока (Рис.1). Так, по данным Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, в 2024 году количество въехавших в страну туристов составило 10,4 млн человек, при этом местами размещения обслужено 1,3 млн нерезидентов, т.е. более 9,0 млн въехавших в страну лиц могут выпадать из официальной статистики по размещению. Учитывая, что долгосрочная аренда квартир не входит в статистику по размещению, а некоторые объекты размещения официально не зарегистрированы, такая существенная разница говорит о необходимости усовершенствования методов учета туристических потоков. Это позволит более точно оценивать состояние туристического рынка страны, его вклад в экономику и эффективнее планировать развитие туристической инфраструктуры.

За девять месяцев 2025 года нерезиденты составили 13,9% (14% за 9М2024) от общего числа посетителей, обслуженных объектами размещения. Из них чуть меньше половины (46,4%) прибыли с профессиональными целями поездки (командировки, бизнес-поездки). Оставшиеся 53,6% гостей указали личные цели пребывания, включая отдых. Таким образом, отечественные туристы (86,1% от общего числа обслуженных посетителей мест размещения) продолжают играть ключевую роль в обеспечении загрузки объектов размещения. Это может быть обусловлено множеством факторов, включая вопросы инфраструктуры, качества и доступности услуг, снижающих уровень привлекательности для иностранных туристов.


Увеличивается количество мест размещения (Таблица 1), более половины из которых (52,2% за 9М2025) обеспечивается гостиницами, особенно имеющими рестораны, треть – квартирами, коттеджами, остальные категории представлены в незначительном соотношении. Наибольший рост количества объектов за два года демонстрируют дома отдыха (+34,4%), тогда как количество детских лагерей снизилось на 6%.
 

 

В государственной собственности находится 2% всех объектов, причем почти 58% из них – детские лагери, относящиеся к социальной инфраструктуре. Среди гостиниц доля государственной собственности составляет 0,7%. В целом наблюдается преимущественно частный характер управления местами размещения с относительно низкой долей государственных объектов. За девять месяцев текущего года местами размещений было оказано услуг на Т268 млрд, что почти на 20% больше аналогичного периода прошлого года. По этому показателю лидируют города Астана и Алматы, а также Акмолинская область, которые вместе составляют около 61% стоимости оказанных услуг.

При росте общего количества гостиниц за последние три года наблюдается тенденция снижения доли гостиниц с официальной категорией (звездностью): с 5,5% за 9М2023 года до 4,7% за 9М2025 года (Таблица 2).

Текущая динамика отражает не только уменьшение числа официальных гостиниц (звездочных), но и рост сегмента бюджетных, небольших гостиниц, которые зачастую либо еще не прошли (не обновили) сертификацию, либо не стремятся к официальной классификации. Сдерживающими факторами категоризации отелей могут быть стоимость получения категории, недостаток профессиональных знаний среди владельцев относительно стандартов гостиничного бизнеса, а также отсутствие стимулов для подтверждения категории и законодательного требования обязательной сертификации и категорирования. Это сдерживает повышение качества услуг и конкурентоспособности сектора, усложняет туристам выбор надежных объектов размещения и снижает доверие к отечественному туристическому продукту. В итоге, несмотря на рост туристического потока и расширение гостиничного бизнеса, наблюдается снижение числа отелей с признанной категорией, что не позволяет максимально эффективно использовать туристический потенциал страны.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) глобальный туристический рынок в 2024 году составил $10,9 трлн (+9% г/г; 10% мировой экономики) и поддерживал около 330 млн рабочих мест по всему миру (примерно одно из 10 рабочих мест). Ожидается, что в 2025 году денежный объем отрасли достигнет $11,7 трлн.                В структуре экономики Казахстана туризм пока не выделяется как значимый сектор. За последние четыре года доля туризма в структуре ВВП снизилась с 3,7% до 3,2%, что почти в три раза ниже мирового среднего показателя. По оценкам Всемирного экономического форума по уровню развития деловой среды туризма, Казахстан в 2024 году занял 52-е место из 119 стран, улучшив свой результат по сравнению с предыдущей оценкой 2021 года, когда страна заняла 66 место. 

Поскольку инфраструктура для размещения туристов является ключевым компонентом туристической отрасли, недостатки в стандартизации услуг, учете туристов и доступности сервисов ограничивают потенциал развития туризма. В условиях роста глобального туристического потока особенно важно обеспечить устойчивое развитие инфраструктуры размещения. Для этого необходимо стимулировать развитие рыночных механизмов и систематизировать стандарты качества. 

Важную роль играют также развитие транспортной системы, повышение профессионализма сотрудников и улучшение условий для туристов, что поможет повысить конкурентоспособность отрасли. Кроме того, необходимо совершенствовать методы сбора статистических данных о туристических потоках для более полного анализа ситуации и выработки эффективных стратегий развития туристического сектора.

Авторы: Дарья Мартыневская, Арслан Аронов