Алматинцы назвали самые опасные и неудобные дорожные участки в городе

Алматинцы назвали самые опасные и неудобные дорожные участки в городе
фото: пресс-служба

В Алматы определили перечень самых опасных и неудобных дорожных участков по мнению жителей города. Ими стали микрорайоны Горный Гигант, Құрамыс, Таугуль, Таугуль-1, Мамыр-1, а также квадраты улиц Бухар жырау — Сатпаева — Байтурсынова — река Есентай и Аль-Фараби — Жарокова — Дунаевского — Розыбакиева. Все они были выявлены в результате комплексного анализа, который включал в себя такие критерии, как анализ ДТП, обращения жителей, онлайн-опрос и интервью с экспертами транспортной отрасли.

Теперь одна из шести локаций будет использована для проведения тактического пилота, который позволит оценить влияние точечных изменений на дорожную безопасность, сообщает Департамент коммуникаций Sergek Group.

В рамках пилота на перекрёстке будут внедрены временные тактические решения, после чего эксперты проведут сравнительный анализ данных «до» и «после» вмешательства. По согласованию с акиматом города Алматы, в случае успешных результатов пилота, временные меры могут быть преобразованы в полноценную реконструкцию на основе разработанных решений.

По остальным участкам специалисты по дорожному движению подготовят рекомендации для администрации города по пересмотру организации движения и повышению безопасности.

Анализ проводился в рамках международного проекта ООН-Хабитат «Building back safe, sustainable and resilient transport and urban mobility systems in Western Balkan and Central Asian landlocked developing regions». Напомним, Алматы ранее вошёл в пятёрку городов, выбранных для участия в инициативе вместе с Кишинёвом (Молдова), Крагуевацем (Сербия), Вуштри (Косово) и Бишкеком (Кыргызстан).

По словам Алеси Нугаевой, урбанистки-исследовательницы и руководительницы фонда «Gorozhanym», в рамках работы было проанализировано более 20 тысяч обращений жителей в Open Almaty по вопросам транспортной инфраструктуры и безопасности, а также был проведён открытый онлайн-опрос, сфокусированный на восприятии жителями своих районов с точки зрения безопасности.

Содержательно запросы горожан можно разделить на два кластера: локальный и стратегический. К локальным вопросам относятся проблемы, связанные с повседневной безопасностью: освещение, отсутствие разметки и дорожных знаков, а также установка лежачих полицейских. Стратегические обращения затрагивают более широкие системные проблемы. Среди них автомобилецентричный подход к проектированию дорог и развязок, расположение социальных объектов вблизи крупных магистралей, недостаточное развитие велоинфраструктуры, а также вопросы парковок — от незаконных стоянок до платных парковочных зон в жилых районах”, - рассказала Алеся Нугаева.

Она также отметила, что во многих обращениях жители выражают обеспокоенность безопасностью детей. Эта тема становится ключевым аргументом и основной мотивацией при обращении в городские службы.

Ерканат Заитов, представитель общественного фонда Vision Zero Community и национальный консультант ООН-Хабитат отмечает: 

«Цель пилота – показать, что безопасность формируется не только инженерией, но и участием людей, их восприятием и культурой движения. Одних инфраструктурных мер и камер недостаточно, что доказывает растущая статистика ДТП. Без коммуникации, просвещения и понимания людьми того, как работает безопасность – будь то водитель, пешеход или ребенок – система не будет эффективной. В пилоте мы адаптируем принципы Vision Zero под местный контекст и пробуем повысить культуру безопасности. Это сложная задача, но мы должны протестировать подход и понять, можем ли реально влиять на поведение и культуру, чтобы затем масштабировать решения на другие районы. Также мы благодарны МВД и акимату города Алматы за готовность поддержать этот процесс».

Напомним, целью международного проекта ООН-Habitat является содействие снижению смертности и травматизма на дорогах через укрепление и повышения культуры безопасности и потенциала для долгосрочного устойчивого планирования городской мобильности.

«МВД поддерживает инициативы UN-Habitat и Vision Zero Community, поскольку снижение аварийности и смертности на дорогах требует внедрения современных и эффективных решений. Пилотный проект позволит оценить влияние даже временных изменений в организации движения на уровень дорожной безопасности. Участие в международном проекте ООН-Habitat соответствует нашим приоритетам по формированию устойчивой культуры безопасности, и МВД готово к дальнейшему взаимодействию», - отметила официальный представитель Комитета административной полиции МВД Ақтоты Боранова.

Национальным консультантом инициативы в Казахстане выступает Vision Zero Community, а партнером по реализации - общественный фонд «Gorozhanym». Ключевыми партнёрами проекта являются МВД РК, акимат Алматы, Центр развития города Алматы, Sergek Group, а также университеты и исследовательские центры.

Результатом станет повышение потенциала города в сфере устойчивой мобильности, создание долгосрочной стратегии безопасности дорожного движения и формирование имиджа Алматы как города, ориентированного на устойчивое развитие.

Итоги работ будут представлены на World Urban Forum 13 в Баку в мае 2026 года.