фото: Getty Images
Пятидневное турне Дональда Трампа по Восточной Азии, отмеченное сделками и церемониальным подобострастием со стороны союзников, завершилось в Китае встречей с председателем Си Цзиньпином, которая, по оценке корреспондента ВВС по Северной Америке Энтони Зурчера, продемонстрировала не только силу, но и ограниченность влияния американского президента на мировой арене. В ходе встречи в Пусане лидеры двух крупнейших экономик мира достигли временного соглашения о деэскалации торговой напряжённости.
Зарубежные поездки президента США традиционно служили возможностью продемонстрировать мощь американской нации. Однако пятидневное турне Дональда Трампа по Восточной Азии, напротив, стало демонстрацией личной мощи Трампа, но порой и ограниченности этой мощи, сообщает корреспондент ВВС Энтони Зурчер.
Визиты Трампа в Малайзию, Японию и Южную Корею в течение первых четырёх дней были попыткой угодить порой капризному американскому президенту. Это было признанием того, что Трамп одним росчерком пера может ввести пошлины и другие меры, способные разрушить экономику стран, зависящих от экспорта. Каждая остановка была отмечена сочетанием традиционных торговых переговоров, сделок, заключенных под сенью «взаимных» тарифов Трампа, и личных соглашений, которые порой граничили с подобострастием.
В Малайзии Трамп обеспечил доступ к критически важным минералам и добился прогресса в завершении торговых соглашений со странами Юго-Восточной Азии. Он также председательствовал на заседании, которое, как сообщается, должно ослабить пограничную напряжённость между Таиландом и Камбоджей – то самое «мирное соглашение», которое любит расхваливать американский президент.
В Японии вертолёт Marine One пролетел мимо Токийской башни, подсвеченной красным, белым и синим, а её крыша была выкрашена в золотой цвет. Недавно избранная премьер-министр Санаи Такаити рассказала о $550$ млрд японских инвестиций в США и преподнесла американскому президенту в подарок 250 вишнёвых деревьев к 250-летию Америки, а также клюшку для гольфа и сумку, принадлежавшие убитому бывшему премьер-министру Синдзо Абэ, который поддерживал дружеские отношения с Трампом во время его первого срока. Такаити также стала последним иностранным лидером, номинировавшим Трампа на Нобелевскую премию мира.
Южная Корея также приветствовала Трампа артиллерийским салютом из 21 орудия, а военный оркестр исполнил Hail to the Chief и песню YMCA группы Village People, которая стала гимном митинга Трампа. Президент Ли Чжэ Мён провёл для Трампа «церемонию почёта», в ходе которой вручил американскому лидеру высшую медаль своей страны и копию древней корейской династической короны. На обеде с Ли был подан «десерт миротворца» — брауни с золотой корочкой. Позже в тот же день, как сообщается, корейцы подали вино из виноградника Трампа на камерном ужине в честь Трампа с шестью мировыми лидерами, присутствовавшими на саммите Азиатско-Тихоокеанской экономической конференции.
В то время как в США Трамп может быть объектом демонстраций под лозунгом «Нет королям» со стороны американцев, не одобряющих его расширение президентских полномочий, во время его пребывания в Восточной Азии к нему относились как к королевской особе. Подобно монархам прошлого, Трамп прибыл в Корею, чтобы получить дань – в виде $200$ миллиардов долларов наличными, по $20$ миллиардов долларов в год от Южной Кореи в США, которые должны были быть инвестированы по указанию правительства Трампа. Соглашение об условиях этих платежей помогло обеспечить снижение ставки таможенных пошлин на южнокорейский экспорт в США с 25% до 15%.
Однако главное событие азиатской поездки Трампа произошло в её последние часы, когда он встретился с Си Цзиньпином. Здесь динамика власти между лидерами двух крупнейших экономик мира существенно отличалась от взаимодействий Трампа с его коллегами в предыдущие дни. Не было всей этой помпы и пышности. Ни военных оркестров, ни почётного караула, ни тщательно составленных меню, воспевающих взаимную национальную любовь. Вместо этого два лидера и их ближайшие помощники сидели за длинным белым столом переговоров в неприметном военном здании недалеко от взлётно-посадочной полосы международного аэропорта Пусана.
Возможно, именно отражая высокие ставки, Трамп выглядел напряжённым, когда пожимал руку Си Цзиньпину в Пусане. Это было совсем не похоже на его расслабленное настроение, когда накануне он сказал корреспонденту ВВС, что оптимистично настроен и уверен в успешной встрече:
«Я немного знаю, что происходит, потому что мы с ними общались. Я не прихожу на встречу просто так, холодный».
В течение нескольких месяцев Трамп угрожал повышением пошлин на китайский экспорт в США — как источником дохода для американской казны, а также как способом оказать давление на Китай, чтобы тот открыл свои рынки и контролировал экспорт химических веществ, используемых для производства препарата фентанил. Китай, в отличие от многих других торговых партнёров Америки, ответил эскалацией, а не уступками. Если бы пошлины стали источником экономических трудностей для Китая, Пекин бы нацелился на уязвимые места Америки. Он приостановил закупки американской сельскохозяйственной продукции и предложил ввести экспортный контроль на свои крупные запасы критически важных минералов – ресурсов, от которых США и большая часть мира зависят в высокотехнологичном производстве.
После встречи Трамп пребывал в приподнятом настроении, назвав её «потрясающей» и поставив оценку 12 по шкале от 1 до 10. Президент выглядел довольным, даже когда самолёт, набирая высоту, трясло в сильной турбулентности. Однако именно борьба воли и экономические трудности вывели две страны на путь, который в конечном итоге привёл к встрече в четверг и соглашению между сторонами о деэскалации. США снизили свои тарифы, в то время как Китай облегчил доступ к важнейшим полезным ископаемым и пообещал возобновить импорт американской сельскохозяйственной продукции и увеличить закупки американской нефти и газа.
Хотя это, возможно, и не было прорывом, это было признанием обеих сторон того, что существующая ситуация неприемлема. Однако международный порядок, который придёт ему на смену, пока ещё далёк от ясности. Как признал Си Цзиньпин в своём вступительном слове на двусторонней встрече, Китай и США «не всегда сходятся во взглядах»:
«Это нормально, что между двумя ведущими экономиками мира время от времени возникают трения».
Это может свидетельствовать об улучшении перспектив после месяцев напряжённости, но это также признак того, что «трения» останутся. У Китая есть глобальные и региональные амбиции и растущая готовность расширять своё влияние. Трамп, со своей стороны, попытался пересмотреть приоритеты Америки за рубежом, используя экономическую мощь США для давления как на союзников, так и на противников. Именно союзники Америки – такие страны, как Япония и Южная Корея, долгое время полагавшиеся на политическую, экономическую и военную поддержку США, – пытаются приспособиться к новой реальности.
Отчасти эти трудности проявляются в готовности идти на уступки Трампу как в больших, так и в малых формах. Подарки и почести за ужином — это легко, но многомиллиардные выплаты, увеличение военных расходов и постоянные пошлины сказываются. И они в конечном итоге могут привести к переоценке отношений с Америкой и, как следствие, с Китаем.
Трампа, возможно, и встретили в Южной Корее по-королевски, но, что можно считать своего рода символизмом, когда он уезжал, прибыл Си Цзиньпин. Корейская сторона, принимавшая китайского лидера, обещала ему дипломатический приём, не уступающий американскому. Си Цзиньпин принимает полноценное участие во встречах лидеров АТЭС – мероприятиях, которые Трамп предпочёл пропустить. Если и существует вакуум, образовавшийся в результате международных манёвров Америки, то Китай, по данным ВВС, более чем готов его заполнить. Трамп, возможно, возвращается в Америку, получив от этой поездки всё, что хотел. Но, как в интерпретации песни Rolling Stones, которую он обычно исполнял на своих политических митингах, пока неясно, получил ли он то, что нужно Америке.
Источник: BBC
#ДональдТрамп #СиЦзиньпин #АзиатскийТур #ТорговаяВойна #СШАКитай
Пікірлер
Комментарий қалдыру үшін порталға тіркеліңіз немесе кіріңіз
Авторизация через