фото: freepik.com
Рынок такси в Казахстане меняется на глазах. Переход части автопарков на электромобили, изменение налогового режима, усиление конкуренции и трансформация потребительского поведения — все это формирует новую конфигурацию отрасли. Что происходит в отрасли сейчас и что ждать от нее в дальнейшем - в нашем обзоре.
Доли и рост рынка
В Казахстане фиксируется рекордный за 12 лет рост экономики. Об этом в июле 2025 г. сообщил вице-премьер, министр национальной экономики Серик Жумангарин. В первом полугодии этого года экономика страны ускорилась до 6,2 % в годовом выражении, при этом транспорт продемонстрировал максимальную динамику в +22,7 %.
По данным Бюро национальной статистики, в 2023 году такси перевезли 44,4 млн человек. В дальнейшем рынок такси также показывает стабильный рост. В 2024 году, за период с января по сентябрь, услугами такси воспользовались 48,2 млн человек, в 2025 году за аналогичный период - 119,2 млн человек.
Если в 2024 году за данный период доход предприятий в сфере городского и электрического транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи, такси и канатные дороги) составил 1,0 трлн тенге, то в 2025 году - уже 1,4 трлн тенге.
По оценке сооснователя и директора компании EVO Taxi Серика Успанова, вероятно, около 1 % ВВП Казахстана (134,2 трлн тенге в 2024 году) уже формируется за счет сферы такси».
«По нашим наблюдениям, рынок такси в Казахстане растет с каждым годом. Он становится более легальным, компании начали платить налоги, автоматизировать процессы — отрасль взрослеет», — отмечает Серик Успанов.
Председатель Ассоциации таксопарков и курьерских служб РК (АТКС РК) Мейрам Абелкасов дает такую оценку объема рынка: «На сегодня ощущение такое — рынок Казахстана закрывает примерно 1,4 млн поездок в сутки. Средний чек — около 1 100 тенге, что дает примерно полтора миллиарда тенге оборота в день».
По данным Комитета государственных доходов, на 1 сентября 2025 года в Казахстане зарегистрировано 93,8 тыс. ИП в сфере такси — почти в четыре раза больше, чем годом ранее (25 тыс.). При этом в сфере такси работают не только ИП, хотя эта юридическая форма доминирует.
Структура рынка остается неоднородной: в мегаполисах доминируют крупные агрегаторы, в регионах — локальные службы и частники. Около 90 % всех заказов приходится на городские поездки, 10 % — на междугородние, где выше средний чек. Лидерами отрасли, занимающими до 90% рынка в отдельных регионах, являются международные агрегаторы. Оставшуюся долю занимают небольшие компании.
Конкуренция в отрасли
Министр транспорта Нурлан Сауранбаев в августе подчеркнул необходимость усиления конкуренции: «Для урегулирования цен необходимо заводить на рынок дополнительные компании. Мы ведем с ними переговоры, чтобы у населения был выбор».
Он напомнил, что китайская компания DiDi ранее не выдержала конкуренции, несмотря на сотни миллионов долларов инвестиций, а сейчас в Казахстан выходит Bolt. Однако эту информацию министра опровергли в компании, заявив изданию Digital Business, что «Bolt оценивает потенциал казахстанского рынка. В отношении сервиса поездок мы не планируем запуск в этом году. Как только будет принято бизнес-решение, мы поделимся дополнительными подробностями публично».
Правда, эксперты не верят в возможность прихода на рынок новых иностранных игроков в сфере платформенной занятости.
Мейрам Абелкасов убежден: «Я не верю, что международные агрегаторы войдут на рынок Казахстана. Малое население, низкие чеки, нестабильная валюта — все это отпугивает зарубежных инвесторов». Он также отметил, что конкуренция сейчас идет именно среди таксопарков - «… мелких будет становиться меньше, крупные станут крупнее — выживут сильнейшие. Люди начнут идти в наем, а не вести бизнес, если давление станет слишком высокое».
Электрокары и обновление парка
Одним из конкурентоспособных направлений развития таксомоторного рынка становится переход на электромобили. Электрификация постепенно превращается в стратегию выживания и повышения эффективности таксопарков. На начало августа 2025 года в Казахстане зарегистрировано 19,1 тыс. электромобилей — на 79 % больше, чем годом ранее.
Компания EVO Taxi стала первой таксомоторной компанией, разместившей «зеленые облигации» на 3,0 млрд тенге на KASE, и на эти средства закупили электромобили.
Серик Успанов рассказывает: «Сейчас в нашем парке 507 машин — все электрические BYD. Средний запас хода — 510 км». Он также отмечает: «Рынок такси цивилизуется. Все чаще на заказ приезжают новые однотипные машины из таксопарков, а не старые авто частников».
Проблемы и решения
Несмотря на рост и потенциал для развития, таксомоторный рынок Казахстана сталкивается с рядом системных вызовов — высокой стоимостью финансирования, налоговой неопределенностью и ростом пошлин на импорт транспорта.
«Главная проблема — дорогое финансирование. Сейчас кредиты и лизинг под 26–28 % годовых, при доходности бизнеса около 30 % это фактически невыгодно», — подчеркивает Серик Успанов.
Он также указывает на риск отмены льгот: «Вторая проблема — отмена льгот на ввоз электромобилей. Теперь на них начисляется 12–16 % пошлин, машины дорожают». Кроме того, эксперт отмечает неопределенность с будущим налоговым статусом: «Третья — неопределенность с налогами и статусом самозанятых. До конца непонятно, как будет работать система с 2026 года».
Мейрам Абелкасов поясняет: «В рамках обсуждения нового налогового кодекса вопрос с ОКЭДами, по сути, закрыт — наши виды деятельности, как я понимаю, не трогают. По НДС тоже не вижу большой проблемы: повышение с 12 до 16 % — это нормальная история. Настоящая сложность — в вычетах. Компании на общеустановленном режиме не смогут брать на вычет расходы по контрагентам, которые остаются на упрощёнке».
«Это действительно может ударить по бизнесу. В нашем секторе, где большинство таксопарков и подрядчиков работают на упрощенке, серьезных рисков нет — мы между собой можем работать без ограничений. Проблема могла бы возникнуть, если бы наши виды деятельности исключили из упрощённого режима: тогда компании на общем режиме не смогли бы учитывать расходы на таких подрядчиков. Но, насколько я понимаю, эту инициативу откатили, и пока всё остаётся по-прежнему», - заключает эксперт.
Что нужно рынку, и кто выживет
Для устойчивого развития отрасли эксперты называют три приоритетных направления — развитие инфраструктуры, доступное финансирование и тарифные стимулы.
«Мы бы хотели вернуть субсидии для сферы такси, хотя бы для электрокаров. Это ускорит переход на «зеленый» транспорт, особенно в Алматы, где проблема смога остра», — говорит Серик Успанов. Он добавляет: «Если бы таксопарки могли брать кредиты под 12–13% годовых, они массово обновили бы автопарки на электротягу».
Кроме того, EVO Taxi предлагала акимату Алматы инфраструктурную инициативу - выделить специальные полосы для электротакси, как конкурентное преимущество. К сожалению, она осталась пока нереализованной.
Мейрам Абелкасов констатирует: «За последние годы закрылось множество таксопарков, которые неправильно рассчитали финмодель. Лизинговые компании забирали машины и передавали другим. Если кто-то хочет войти в сферу такси — просчитайте все, не просто берите машины и сдавайте их по формуле «10 млн — 15 тыс.».
В итоге дальнейшее развитие отрасли будет зависеть от доступности кредитов, стабильности налоговой политики и поддержки «зеленого» транспорта. При сохранении нынешних ставок и пошлин рост может замедлится, но если государство предложит стимулирующие меры, такси станет одной из ключевых отраслей городской мобильности.
Рынок приближается к новой фазе — более технологичной, устойчивой и конкурентной, где выживут те, кто сумеет адаптироваться быстрее остальных.
Эти и другие актуальные вопросы рынка такси будут обсуждаться 4 ноября на форуме «Такси Казахстан 2025». Это крупнейшая площадка – ежегодная платформа для диалога бизнеса в сфере перевозок и государства.
Автор: Дихан Кудайберген
Пікірлер
Комментарий қалдыру үшін порталға тіркеліңіз немесе кіріңіз
Авторизация через