фото: Getty Images
На саммите Шанхайской организации сотрудничества в Тяньцзине состоялась встреча трёх самых влиятельных незападных лидеров: Владимира Путина, Си Цзиньпина и Нарендры Моди. По мнению наблюдателей, эта встреча, на которой лидеры продемонстрировали явную близость, стала красноречивым посланием Западу, особенно после введения США жестких импортных пошлин на индийские товары.
По данным The Guardian, встреча лидеров произошла всего через несколько дней после того, как бывший президент США Дональд Трамп ввел 50-процентные пошлины на импорт из Индии. Эти санкции считаются одними из самых жестких торговых мер, принятых американским президентом. Как заявил Кристофер Клэри, доцент политологии в Университете Олбани, «Индия хочет, чтобы другие великие державы знали, что у Нью-Дели есть выбор». По его словам, членство в различных «клубах» позволяет Индии демонстрировать успехи в одних отношениях, если ее не устраивает ситуация в других.
Встреча в Тяньцзине стала первым визитом Моди в Китай за семь лет. Несмотря на враждебность, которая характеризовала отношения между странами в последние годы, индийского премьера встретили «более восторженно, чем большинство гостей». Братская встреча в Тяньцзине не осталась незамеченной в Вашингтоне. По данным The Guardian, спустя несколько часов после нее Трамп обрушился на Индию с критикой, назвав торговлю с ней «односторонней катастрофой». Его торговый советник Питер Наварро выразил в социальных сетях разочарование тем, что Моди «общается с Си Цзиньпином и Путиным», и задался вопросом, о чём тот "думает".
Еще год назад подобная сцена между Моди и Си Цзиньпином была бы немыслима. Страны находились в состоянии военного противостояния с 2020 года, когда столкновения на границе в Гималаях привели к ожесточенным боям между солдатами. После этого последовала масштабная мобилизация военных и вооружений с обеих сторон. В Индии тогда усилились антикитайские настроения: были заблокированы сотни китайских приложений, а китайским компаниям запретили инвестировать в страну. США воспользовались этой напряженностью для укрепления связей с Индией, видя в ней противовес растущему влиянию Китая.
Однако, как отмечают аналитики, внешняя политика Трампа ускорила "геополитическую переориентацию". США, которые ранее считались надежным союзником, теперь воспринимаются в Нью-Дели как «неспокойный, даже враждебный противник». Пошлины, введенные без предупреждения, были, по всей видимости, «наказанием» за то, что Моди отказался признать заслуги американского президента в предотвращении возможной ядерной войны между Индией и Пакистаном.
Тем временем Китай, по словам экспертов, «с нескрываемым ликованием» наблюдал за отчуждением между Нью-Дели и Вашингтоном. В Пекине дали понять, что их приоритетом является «полная нормализация индокитайских отношений». Во время визита Моди лидеры договорились о более дружественных отношениях, включая стабилизацию границы и возобновление экономического сотрудничества. Аналитики подчеркнули, что сближение Индии и Китая началось еще до второго срока Трампа, но перспектива его непредсказуемой политики могла способствовать готовности Китая обсуждать с Индией вопросы размежевания. По словам Кристофера Клэри, «эта встреча стала частичным ответом на тарифную истерику Трампа».
Харш В. Пант, профессор международных отношений в Институте Индии при Королевском колледже Лондона, считает, что оба лидера попытаются вернуть отношения к тому состоянию, которое было пять лет назад, несмотря на пограничную проблему. Аналитики подчеркивают, что Индия может получить выгоду от улучшения отношений с Китаем, поскольку индийское производство зависит от сырья и редкоземельных металлов из Китая. В то же время Китай может получить экономическую выгоду, если снова получит доступ к индийскому рынку.
Однако Харш В. Пант также подчеркнул, что у отношений между Индией и Китаем есть существенные ограничения. Китай остается крупным спонсором и поставщиком оружия Пакистану, что широко рассматривается как способ сдерживания влияния Индии в регионе. Китайские самолеты и оружие были использованы против Индии во время индо-пакистанских боевых действий в мае. Поэтому, по словам Панта, «было бы ошибкой рассматривать это как некое грандиозное сближение между Индией и Китаем». Он считает, что в Индии по-прежнему «очень и очень велик» дефицит доверия к Китаю.
Источник: The Guardian
#ШОС #Китай #Индия #Россия #Геополитика
Пікірлер
Комментарий қалдыру үшін порталға тіркеліңіз немесе кіріңіз
Авторизация через