Небо Сакена Сейфуллина: как поэт и политик заложил основы казахстанской авиации

Небо Сакена Сейфуллина: как поэт и политик заложил основы казахстанской авиации
фото: сайт МНВО РК

К 30-летию Академии гражданской авиации исследователи открыли забытую страницу истории — ключевую роль писателя Сакена Сейфуллина в создании воздушного флота Казахстана. Подробно об этом рассказали в пресс-службе Министерства науки и высшего образования РК, передает портал Качественный Казахстан.

Неожиданное открытие в архивах

При подготовке юбилейного издания об истории авиации исследователи обнаружили неизвестные факты о деятельности Сакена Сейфуллина. Известный как поэт и общественный деятель, он оказался также ключевой фигурой в становлении воздушного транспорта республики.

«При сборе архивных материалов о становлении и развитии гражданской авиации, да и авиации вообще, в разных архивных фондах и библиотеках страны наткнулись на монографию известного историка Сакентанушы, М. Абсеметова – «Сакен Сейфуллин – председатель Совнаркома», в ней на основе привлечения новых архивных данных рассмотрены основные события общественно-политической деятельности поэта, в т.ч. системная работа по строительству казахской авиационной инфраструктуры», – отмечает директор Авиационного колледжа А. Саретбаев.

Сакен Сейфуллин не только писал стихи об авиации, он действовал. 4 апреля 1923 года на заседании Совета народных комиссаров КАССР в Оренбурге под председательством Сейфуллина была создана Комиссия по поддержке воздушного флота. Это решение стало официальным стартом развития авиации в регионе. Были направлены представители в Москву для переговоров с «Добролетом» (предшественником «Аэрофлота»), а позднее открыта краевая контора организации в Оренбурге с филиалами в других городах.

28 мая 1923 года Сейфуллин участвовал в утверждении состава президиума Общества друзей воздушного флота. Он лично предложил открыть авиарейс по маршруту Оренбург – Уральск – Акмолинск – Семипалатинск и инспектировал подготовку воздушной линии. Поэт стал одним из первых акционеров «Добролета», вложив средства в покупку самолета.

8 октября 1923 года Сейфуллин вошел в число первых казахов, поднявшихся в небо на самолете. В этот же период в Алма-Ате началось строительство первого аэродрома.

Философия прогресса

Сейфуллин видел в авиации инструмент служения народу: доставку почты, лекарств, связь с отдаленными районами.

«Нужно дать возможность летчикам привыкнуть к степи, а населению – к небу», –утверждал он.

В газете «Еңбекші қазақ» он писал:

«Будущее – за тем народом, который владеет авиацией. Казахстану нужны аэропланы – не меньше одного на губернию».

Он выступал за приобретение немецких пассажирских самолетов Junkers Ju-13, демонстрируя стратегическое видение развития отрасли.

Благодаря усилиям Сейфуллина:

  • В 1930 году из Москвы начались первые регулярные пассажирские рейсы.
  • К 1931 году создано Управление гражданского воздушного флота Казахстана.

Для писателя авиация была мостом между народами и будущим. Сегодня его вклад в развитие воздушного транспорта признается наравне с литературным и политическим наследием. Академия гражданской авиации, празднуя 30-летие, отдает дань человеку, который увидел в небе силу, способную преобразить целый народ.