В Алматы обсуждают платный въезд в город

В Алматы обсуждают платный въезд в город
фото: freepik.com

На общественное обсуждение вынесли проект документа о введении специальных экологических требований в мегаполисе.

Теперь на общественное обсуждение вынесли документ «О введении специальных экологических требований в области охраны атмосферного воздуха на территории города Алматы», пишут "Колеса".

Экозоны с платным въездом

Данные правила позволят акимату организовывать в Алматы зоны с низким уровнем выбросов загрязняющих веществ, обозначенные знаками или разметкой. Доступ в эти зоны будет бесплатным для бензинового и газового транспорта, соответствующего экологическому классу не ниже Евро-5, и электромобилей. 

Всем остальным придётся заплатить. И да, владельцам дизельного транспорта тоже, даже если их авто имеет свежайшую категорию Евро-7.

Отдельные исключения, естественно, предусмотрены для специальных автотранспортных средств при исполнении служебных обязанностей:

  • организации скорой медицинской помощи;
  • аварийно-спасательных служб;
  • правоохранительных органов;
  • органов транспортного контроля;
  • специальных государственных органов;
  • Вооружённых сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований;
  • служб, непосредственно осуществляющих содержание и техническое обслуживание автомобильных дорог;
  • организации лабораторно-аналитического контроля.

Способов оплаты данные правила подразумевают несколько. В их числе ведение специального депозитного счёта по примеру пользования платными трассами или же начисление суммы, которую автомобилист должен будет оплатить не позднее семи календарных дней. 

Обещают и абонементы как для местных жителей, так и для ряда других лиц (к примеру тех, кто работает в соответствующем районе). Однако чтобы их получить, владельцам техники придётся зарегистрировать свой транспорт в специальной базе данных под названием «Чистый город», а также пройти особый технический осмотр. Да, это ещё одно нововведение.

Владельцев, не оплативших въезд, могут наказывать по статье 324 КоАП РК за нарушение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды. Для физических лиц предусмотрено предупреждение или штраф в размере 10 МРП.

Спецтехосмотр

Стандартный техосмотр, который в Казахстане сейчас существует в виде формальности, право на приобретение абонемента не даст. Для этого нужно будет пройти специальное обследование с замером реального уровня выбросов.

Такие центры ещё предстоит организовать, и создаваться они будут на основе уже действующих ЦТО, которые оснастят иным ПО, обеспечивающим передачу измеренных данных по дымности и выбросам оператору зоны в режиме реального времени. Бонусом желающим принять участие в проведении дополнительного техосмотра предстоит пройти специальную верификацию.

Действовать спецтехосмотр будет 12 месяцев, как и обычный.

Стимулирование обновления автопарка

Документ предусматривает организацию ряда мер по стимулированию обновления как частного, так и общественного транспорта в городе. Финансироваться эта программа будет из нескольких источников:

  • средств, поступивших в качестве оплаты за доступ в зоны низких выбросов;
  • местного бюджета;
  • утильсбора.

Частным лицам предложат выкуп техники низких экологических классов, зарегистрированной в Алматы до 1 сентября 2025 года. Правом устанавливать стоимость транспорта наделён акимат. Уточняется, что выкупу подлежат только автомобили на ходу.

Предусматривается возможность применения иных мер стимулирования вроде скидок на покупку новых автомобилей, использования части платы за доступ в экозоны в счёт приобретения машин в автосалонах, предоставление бесплатного проезда на общественном транспорте и т. д. Выбор здесь, судя по всему, ограничен лишь фантазией властей.

Что касается общественного транспорта, то его обяжут оборудовать автономными отопительными системами или электрическими подогревателями, чтобы сократить прогрев в холодное время года, проходить ежемесячный контроль уровня выбросов и т. д.

Дополнительные меры

В числе методик, которые планируется применять для снижения и контроля уровня выбросов в Алматы, так или иначе затрагивающих автомобилистов и других пользователей дорог, упоминаются:

  • запрет на перевозку всех инертных материалов: грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, лёгкой тары, листвы, спила деревьев без покрытия их брезентом или другим материалом, исключающим загрязнение дорог;
  • запрет на проведение дорожных или других работ с перекапыванием грунта и распилом бордюров, а также других твёрдых покрытий без применения пылеподавляющих технологий.

Отдельно подчёркивается право акимата разрабатывать и утверждать правила регулирования оборота каталитических нейтрализаторов, в том числе бывших в употреблении на территории города Алматы.

Естественно, контролировать власти планируют не только автомобилистов, но и другие потенциальные источники загрязнения воздуха, включая, к примеру, шашлычные, бани и сауны, использующие твёрдое топливо. В городе даже хотят запретить частникам запускать фейерверки, а также пользоваться жидким или твёрдым топливом в газифицированных районах.

Ознакомиться с полным текстом документа и оставить свои комментарии можно на портале «Открытые НПА» по ссылке. На общественном обсуждении проект будет до 20 августа.