фото: https://www.pexels.com/
Без особой шумихи компания Meta тихо расширяет возможности своего мессенджера WhatsApp, что может превратить его в суперприложение.
Хотя суперприложения завоевали популярность в Азии, на Западе они пока не прижились. Такие приложения, как WeChat в Китае, Grab в Сингапуре, Gojek в Индонезии и Paytm в Индии, предлагают пользователям целый набор услуг в одном приложении, включая обмен сообщениями, платежи, социальные сети, покупки, бронирование, доставку еды и услуги по вызову такси.
«Вместо того чтобы полностью скопировать модель WeChat, Meta, по-видимому, абстрагирует наиболее важные модели поведения», — написал во вторник в лондонской деловой газете City AM Пол Армстронг, основатель консалтинговой компании в сфере технологий TBD Group.
«Китайский WeChat объединяет обмен сообщениями, платежи, электронную коммерцию, социальные сети и даже государственные услуги в единую среду, — написал он. — WhatsApp не предназначен для такого уровня функциональности, и большинство западных регуляторов не допускают этого».
«Meta вместо этого предлагает облегчённые версии этих возможностей, — продолжил он. — Каждая интеграция разработана так, чтобы быть контекстно-релевантной, не вызывать затруднений и быть незаметной, когда не нужна».
«В результате получается не клон западного WeChat, — отметил он, — а модульная система с похожим поведенческим следом, транзакционная, липкая и все больше управляемая агентами».
Барьеры App Store сдерживают рост суперприложений
Росс Рубин, главный аналитик Reticle Research , консалтинговой компании в сфере потребительских технологий в Нью-Йорке, отметил, что идея появления суперприложения в Соединенных Штатах витала в воздухе уже некоторое время.
«Это было непросто отчасти потому, что в отличие от Китая, где ландшафт магазинов приложений раздроблен, здесь есть два основных игрока, у каждого из которых есть свои собственные участники во многих из этих категорий, что немного усложняет запуск такого приложения», — рассказал он TechNewsWorld.
Например, если бы суперприложение захотело изначально предлагать услуги совместных поездок, ему пришлось бы конкурировать с такими компаниями, как Uber. «Это сложно, потому что, по сути, нужно переманить пользователей из приложения Uber в суперприложение», — пояснил Малик Ахмед Хан, аналитик по технологическому капиталу Morningstar Research Services в Чикаго.
«Суперприложению либо придётся иметь собственную службу поездок, либо сотрудничать с Uber, — сказал он TechNewsWorld. —Но зачем Uber отказываться от своих пользователей и бронировать поездки через другое приложение, если он может оставить их в своём приложении и управлять учётной записью клиента?»
Адам Лэндис, руководитель отдела развития Branch, компании по разработке программного обеспечения для мобильной аналитики из Маунтин-Вью, Калифорния, согласился с тем, что магазины приложений могут стать препятствием на пути развития суперприложений.
«В Азии суперприложения глубоко интегрированы в повседневную жизнь, — рассказал он TechNewsWorld. — В США ограничительная политика Apple в App Store — ограничение платежей, распространение сторонних приложений и многоуровневая экосистема — подавила подобное развитие. Но ослабление контроля Apple может открыть путь к настоящему принятию суперприложений».
«ИИ меняет цифровую коммерцию, — добавил он. — Создавая самодостаточную коммерческую экосистему, Meta может использовать данные о поведении и намерениях при совершении транзакций, чтобы стимулировать следующий этап развития коммерции на основе ИИ».
«ИИ — это катализатор, — продолжил он. — Платформы, подобные OpenAI, с постоянным контекстом и многофункциональными интерфейсами, могут стать замаскированными суперприложениями, самостоятельно выполняющими поиск, принятие решений и транзакции».
Кому вы доверяете?
Хан указал на ещё одну проблему, с которой сталкивается суперприложение Meta. «Если бы Meta объединил все эти сервисы в одном приложении, это могло бы вызвать сопротивление с точки зрения конфиденциальности данных, — сказал он. — Люди могли бы спросить: „Хочу ли я, чтобы Meta знала, когда я заказываю Uber, или куда я еду?“»
«Потребители любят, когда всё просто, поэтому, если появится приложение, упрощающее процесс оплаты, это может быть привлекательным, — добавила Дженнифер Голбек , профессор Колледжа информационных исследований Мэрилендского университета. — В то же время потребители справедливо обеспокоены конфиденциальностью и безопасностью. Доверяют ли они этой компании заботу о своих кредитных картах и банковских данных? Не будут ли с них неожиданно списаны средства? Есть ли вероятность мошенничества?»
Голбек утверждает, что для того, чтобы новые суперприложения превзошли существующие способы мобильных платежей, им необходимо предложить что-то новое или более удобное. «Если бы я достаточно часто общалась с людьми в X или WhatsApp, чтобы совершать там платежи, я, возможно, стала бы чаще использовать их платёжный метод, а затем и в других ситуациях», — рассказала она TechNewsWorld.
«Настоящий вопрос в том, будет ли достаточный спрос на эти приложения, — продолжила она. — Meta пыталась запустить платежи через WhatsApp в Индии, но без особого успеха. Они столкнулись с некоторыми нормативными препятствиями, но после их устранения им не удалось значительно увеличить долю рынка по сравнению с такими устоявшимися системами, как Google Pay».
«Я думаю, настоящий вопрос заключается в том, смогут ли Meta или X создать реальный спрос на свою платежную систему, учитывая нынешнее состояние мобильных платежей», — сказала она.
Крис Соренсен, генеральный директор PhoneBurner, компании по производству мобильных приложений для набора номера и CRM-решений из Лагуна-Бич, Калифорния, добавил, что на развивающихся рынках, где пропускная способность и хранилище приложений более ограничены, может возникнуть спрос на суперприложение WhatsApp, но на западных рынках сопротивление вполне реально. «Люди гораздо больше заботятся о конфиденциальности и опасаются давать одной компании слишком много контроля, — сказал он TechNewsWorld. — Также важно отметить, что суперприложения требуют широкой интеграции и изменений в поведении, которые, безусловно, не произойдут в одночасье», — сказал он.
Стратегия Meta по работе с данными в WhatsApp
Вопрос потребительского спроса интересен, поскольку он существенно варьируется в зависимости от зрелости рынка, отметил Дэвид Бейдер, директор Института науки о данных в Технологическом институте Нью-Джерси в Ньюарке, штат Нью-Джерси. «На развивающихся рынках суперприложения решают реальные проблемы инфраструктуры — разрозненность платежных систем, ограниченный доступ в интернет, наличие множества поставщиков услуг», — сказал он TechNewsWorld.
«На зрелых рынках, таких как США, ценностное предложение менее очевидно, — продолжил он. — У западных потребителей уже есть специализированные приложения, которые хорошо работают. Сопротивление часто связано с вопросами доверия и конфиденциальности, которые усиливаются, когда вы предлагаете пользователям объединить свою цифровую жизнь на единой платформе, контролируемой одной компанией».
«С технической точки зрения Meta абсолютно точно позиционирует WhatsApp как суперприложение», — добавил он.
Интеграция бизнес-сервисов, агентов на базе ИИ и постепенное внедрение платёжных систем — всё это указывает на стратегию консолидации платформы. С точки зрения науки о данных особенно интересно то, как Meta использует свои возможности ИИ, в частности модели Llama, для создания контекстного опыта в диалогах. Это не просто добавление функций. Это алгоритмическая организация потребностей пользователей.
«Фундаментальная цель Meta — данные и контроль, — сказал он. — Как специалист по анализу данных, я могу сказать, что фрагментированный пользовательский опыт создаёт фрагментированные наборы данных. Объединяя взаимодействия в WhatsApp, Meta получает беспрецедентную прозрачность моделей поведения пользователей на протяжении всего пути клиента — от поиска до покупки и поддержки. Это создаёт огромные конкурентные преимущества в разработке ИИ, таргетированной рекламе и предиктивной аналитике».
Источник: https://www.technewsworld.com/story/meta-positioning-whatsapp-to-be-a-super-app-179818.html
Пікірлер
Комментарий қалдыру үшін порталға тіркеліңіз немесе кіріңіз
Авторизация через